Восстановление папелаца.


Кто и где? :: Разборка салона :: Сварка :: Покраска :: Шумоизоляция и сборка салона :: Дополнительные переделки в салоне :: Чехлы на сиденья :: Выезд из гаража :: Фото обновленного Цивика ::


Думаю, все уже знают, что у меня за машина. Если запамятовали - Honda Civic 1988 г.

Старенькая уже. И несмотря на мой уход за ней, поистрепалась она изрядно. Самая большая проблема с любой машиной, а с Хондами, говорят, особенно, это, конечно же, кузов. Точнее его коррозия. Вот и у моего цивика много чего проржавело. Особенно проржавели задние арки (это вечная проблема всех Цивиков), и задние лонжероны. И продольные, и поперечный. Плюс в результате моих подкрашиваний с баллончиков машина стала как зебра, плюс ко всему трещина на лобовом стекле, плюс пару дырок в полу и т.д. и т.п. А в довершение всего сальник заднего правого продольного рычага отвалился от кузова. В течении полугода 2 раза приваривал, но варить уже было не к чему. Поэтому он снова отваливался.

Вот и встал вопрос: на чем мне ездить дальше? Покупать другую машину или чинить эту? И стоит ли чинить эту? Для себя я давно все решил, а здесь собраны все типичные вопросы "За" и "Против" ремонта моей машины, которыми я отчасти руководствовался:


Итак, вопрос решен, машину чиним. Кто и где?

Для ремонта машины надо было найти толковых мастеров, готовых сделать такую работу КАЧЕСТВЕННО. Сами понимаете, что иначе и смысла нет делать такой дорогостоящий ремонт. Первым делом надо было найти сварщика. И от него уже плясать дальше. Никто не хотел браться за такую работу. Навскидку, без ямы, просто по внешнему виду (без эстакады) и из моих слов в Цивике было необходимо:

  •   Переварить пороги (ремкомплект я купил)

  •   Переварить задние колесные арки (ремкомплект я купил)

  •   Переварить задние лонжероны (особенно большая проблема была с тем, где отлетели крепления сайлентблока)

  •   Проварить крепления заднего правого сайлентблока (который все время отваливался).

  •   Заделать дырки в задних колесных нишах в местах крепления ремней безопасности.

  •   Заделать дырки в салоне спереди в ногах. (В районе арок передних колес)

  •   Заделать дырки в багажнике в месте крепления запасного колеса.

    (Фото нет)

За эту работу те из сварщиков, кто соглашался это сделать (а таких было не много), просили от 400 до 1000$. Разброс цен был еще и по той причине, что одни мастера называли стоимость только за названное (а за остальное доплата в процессе работы), а другие говорили, что проблем, скорее всего, с машиной больше, и они берут такие деньги ЗА ВСЕ ПРОБЛЕМЫ СРАЗУ, даже невидимые сейчас. Т.е. без последующих доплат. Но меня помимо работ по сварке интересовала так же долговечность этой работы, а именно: как известно, незащищенный сварочный шов ржавеет даже быстрее, чем металл вокруг, несмотря на его толщину. И поэтому просто варить машину, без последующей антикоррозийной обработки, нет абсолютно никакого смысла. Одни сварщики отсылали на станции по антикору, другие обещали сделать все сами. Естественно, что обещали тоже по-разному. Кто просто говорил - купишь битума, обмажу снизу. Кто предлагал антикор посерьезнее - с антикоррозийными составами, с обработкой скрытых полостей. Параллельно со сварщиком сразу же искал и специалистов по покраске.

Конечно, хотелось бы найти в одном лице мастера на все руки, чтобы машину от начала до конца один мастер делал. Чтобы было с кого спросить. Но оказалось, что мастера в одни руки работают в основном на перекупов (или в роли их), т.е. им интереснее не колупать мою машину месяц, а быстренько сделать за неделю битую, и пару недель на базаре отдохнуть, продавая ее каким-нибудь лохам. (Лохи - это не мое слово, это почти все перекупы, с которыми я общался, так называют своих будущих покупателей. Или колхозниками. Если из Минска покупатели - лохи, если остальная часть РБ - колхозники. Вот такой у них слэнг.) Но в результате поисков нашел - таки приемлемый вариант.

Мастера на все руки в одном лице не нашлось, но и сварщик, и спецы по покраске работают под одной крышей (в прямом смысле этого слова). И крыша эта - СТО. Покраской занимаются сразу два чела. Кстати, покраской парами работают почти все. Так им удобнее, скорее всего. За покраску с последующей антикоррозийной обработкой они запросили 1300 убитых енотов с их материалами. Кузов и низ бамперов красим "Снежной королевой", пороги и остальную часть бамперов - в черный цвет. В общем, все так же, как было раньше.

Разборка салона

Салон машины я собирался снимать и ставить обратно сам. Об этом, естественно, всех мастеров предупреждал. Почему сам? Ну, на это есть несколько ответов:

1. Т.к. салон я собирался дополнительно шумоизолировать, то предпочел заняться этим самому. Спокойно, без спешки, зная основные шумные места в машине. Делать - так делать хорошо. Как говориться, хочешь сделать хорошо - делай сам. Это не я придумал. Плюс все-таки и стоимость работ была меньше. Некоторые, узнав, что салон я собираюсь снимать и ставить сам, сбрасывали цену (до 50$).

2. У меня в машине много разных приблуд, которые надо знать как снимать. А то по незнанию что сломается (или оборвется) - потом лишние хлопоты. С мастеров то взятки глади: извини, дорогой, не знали... Поэтому сам, только сам.

3. Был в этом элемент маленькой хитрости. Объясняю. Вот отдал ты машину в ремонт, приехал забирать - а делали что у тебя в салоне, обрабатывали арки изнутри, заварили дырки или нет? Ничего этого не видно, и элемент сомнения остается. Хоть ты обивки снимай и проверяй. А так я видел работу мастеров и снаружи, и изнутри.

  •    Салон машины до разборки:

  •   И после:

  •    Вот еще пару фоток после разборки салона:

Салон я снял за 5 часов. Не торопился, не суетился, винты и шурупы группировал по месту снятия (задняя полка, обивка передней двери и т.п.) и подписывал. Чтобы потом помнить, что, откуда и куда. Это сразу кажется, что будешь помнить всегда, а пройдет пару недель (а в моем случае даже пару месяцев) - и вспомнить будет ой как трудно, поверьте опыту. Да и зачем потом напрягаться, когда можно просто спокойно брать пакеты с надписями и безошибочно ставить все на свои места.

Труднее всего, кстати, было снимать обивку пола. Помимо того, что для этого пришлось снять передние сиденья, крепления ремней безопасности, разобрать перемычку под пепельницей между передней панелью и тоннелем глушителя (а там 5 болтов, и очень неудобное место для их съема), так еще оказалось, что обивка дубовая, почти как жесть (ну, или как рубероид), так еще и тяжелая! Плюс ко всему она была прикреплена к накладкам передних порогов, это тоже создавало дополнительные неудобства.

Но все уже позади. Переходим к самому ремонту. (Правильнее даже сказать восстановлению)

Сварка

Сварка длилась пять недель. Не только потому, что варить было много чего, а и потому что сварщик часто отвлекался на другие дела. Но я его не торопил, лучше медленнее, да лучше. Первым делом, пока машина стояла на всех колесах, были заменены пороги и задние арки. После этого машину положили на сторону, сняли бензобак и начались серьезные работы по поиску и устранению дыр и слабых мест. По итогу работы было сделано следующие:

  •   Переварены пороги.

  •   Переварены задние колесные арки.

  •   Переварены задние лонжероны - продольные и поперечный.

  •    Заделаны дырки в задних колесных нишах в местах крепления ремней безопасности.

  •   Заделаны дырки в багажнике в месте крепления запасного колеса.

  •   Переварен колесный проем левого заднего колеса. Старый был... его уже не было!

  •   Переварены лонжероны спереди под полом.

  •   Заделаны дырки в полу спереди по бокам, в районе передних колес.
    (Фото те же ,что и предыдущий пункт)

  •   Заварена передняя правая дверная стойка.

  •    Заменено крепление под задний номерной знак.

  •    Заварены дырки в местах регулировки схождения задних колес.

  •   Проварено место крепления правого заднего сайлентблока (который отваливался)

За всю эту работу (плюс заодно прочистка бензобака, все равно ведь снимали) я заплатил сварщику 680 тех же енотов. Работой, в общем-то доволен. Сумма, на первый взгляд, вроде как большая, но когда разбиваешь все по пунктам, вроде и не дорого. Здесь даже скидка была. Теперь главное, чтобы сварка быстро не поржавела. Будем надеяться, что антикор поможет не ржаветь.

Покраска

Покраска по времени заняла меньше двух недель. Мастера занимались машиной постоянно, поэтому так быстро. Работы с ней было немало, но работали ребята на совесть. Все этапы покраски отобразить не могу по той простой причине, что я не успевал за ними фотографировать. Ездить к ним каждый вечер было далеко и накладно (от дома 35 км. в одну сторону), поэтому я запечатлел не все. Но, тем не менее, кое-что есть. Итак:

  •   Вначале, сразу после сварки, днище было обработано автобитумом или чем-то на него похожим.

  •    Кстати, машина все это время лежала то на левом боку, то на правом.

  •    Процесса полной разборки и покраски машины, как я уже писал, я не заснял, но вот то, что есть:

  •   Несколько фото от мастера. Разобранный кузов.

  •   Покрасили немного не так, как я хотел, а именно: бампера полностью покрасили в цвет машины. Хотя я хотел белые полосы внизу бампера. Вместо этого внизу бампера полосы черные. Так красивее и практичнее как бы, но я хотел оригинальнее. Ладно, и так сойдет!

  •   После покраски Цивик загнали на подъемник и обработали все полости пушсалом, растворенным бензином.

За покраску с антикоррозийной обработкой с их материалами я заплатил 1300$. Плюс они еще поклеили шумоизоляцию в задних крыльях и багажнике. Остальное решил поклеить самостоятельно, без спешки и суеты.

Шумоизоляция и сборка салона.

Отдав такие деньги за предыдущие работы, надо уже и доделывать машину соответствующим образом. Доделывать надо что - в первую очередь грамотную шумоизоляцию положить-поклеить, еще - провода разные спрятать и проложить правильно, плюс элементарно элементы салона и обивки помыть. Напольное покрытие все равно ведь снято.

Шумоизоляцию машины я уже проводил. В статье о озвучивании авто я уже писал об этом, но время бежит, на рынке появляются новые доступные по цене шумоизолирующие материалы, и поэтому шумоизоляцию салона я решил провести на более высоком качественном уровне. Потолок не трогал - нареканий по нему никогда не было, передние двери внутри тоже отлично звукоизолированы. Пол (и особенно тоннель посередине) не были звукоизолированы вообще, эту недоработку придется исправлять. Задние арки и крылья тоже надо переделать. Тем более что для сварки старую изоляцию я на них все равно снял.

Небольшое отступление. Сняв напольное покрытие, решил его помыть. Это было что-то! Вначале в ванной (в стиральную машину забросить такое не стоит даже мечтать) один раз помыл с порошком, потом семь раз (!!!) споласкивал. Почему так много полоскал? Да потому что после каждого полоскания в ванной оставалось куча грязи. Реально куча, и реально грязи. И только на пятом-шестом полоскании это стала больше походить не на грязь, а на желтый песок. Но зато после моей мойки это покрытие стало реально раза в два легче (и мягче). Так что если хотите облегчить машину - помойте покрытие на полу. Пылесос в этом деле не поможет, я часто пылесосил, но песок имеет свойство забиваться в обивку, и никаким пылесосом его не вытянуть.

В качестве шумоизоляторов были куплены:

  •   Би Маст стандарт - 7 листов.

  •   Вибротон - 4 листа.

  •   Визомат - 5 листов.

За весь материал заплатил 160$.

  •   Часть шумоизола (а именно: багажник, задние крылья и колесные арки) поклеили ребята, красившие машину.

  •   Потом за дело взялся я. Первым делом решил сделать передние двери, т.к. было очень неудобно лазить в машину и обратно, с трудом открывая и закрывая двери изнутри. И ручки удобной нету, и грязновато.

  •   Дверь изнутри оклеил Би Мастом и Визоматом. Т.к. всю поверхность оклеить было проблематично, да и смысла большого в этом нету (как уверяет производитель шумоизолов, максимальный эффект от применения достигается при оклеивании от 50 до 70% шумоизолируемой поверхности) то главным образом старался заклеить отверстия в двери. И пыли меньше в салон, и звукоизоляция, и шумоизоляция.

  •   Потом одел обивку (напомню, она у меня изнутри проклеена десятимиллиметровым поролоном), и двери готовы!

  •   После этого занялся оклейкой салона. В первую очередь оклеил Би Мастом кузов под задним сидением.

  •   Потом оклеил пол под задними пассажирами по углам Вибротоном. Весь пол решил не оклеивать: главным образом потому что задним пассажирам места для ног и так мало, да и эффективность уже не вырастет, а Вибротон закончится...

  •   Спереди вибротоном оклеил углы пола около порогов. Это у меня было самое шумное место.

  •    Центральный тоннель оклеил Визоматом. Главное в данном случае - термоизоляция. А то летом от тоннеля довольно хорошо пригревало. Может, теперь хоть немного прохладнее будет.

  •   После этого, наконец-то, положил на место напольное покрытие! В салоне стало намного уютнее.

  •   Затем поставил на место боковые обивки салона и багажника. У меня это один цельный кусок обивки.

Дополнительные переделки в салоне

Раз уже разобрал салон, решил поменять кое-какие провода в салоне, которые я проводил раньше. При этом не всегда под рукой были провода нужного диаметра, и пару раз я брал провода меньшего размера, чем надо для данной цепи. Хотя, конечно, провода при этом не грелись (да и использовались эти цепи редко - сирена в салоне и фонарь в ногах переднего пассажира), решил их поменять. Сиденья передние сняты, и лазить под передней панелью намного удобнее.

В процессе замены проводов решил сделать еще одну фишку, идею которой вынашивал давно, да все руки не доходили (или не доставали): подсветкe салона в районе пола и спереди, и сзади. Подсветка не постоянная, а работающая так же, как и обычный свет в салоне, а именно: отключение через несколько секунд после закрытия дверей. На самом деле, зачем светить под ноги постоянно? Сел и забыл. За основу была взята та же схема управления освещением, что я использовал для освещения салона. С небольшими переделками. Если кому интересно, вот схема:

Для подсветки были использованы так называемые "ленточные" светодиоды (или светодиодные ленты - кому как нравиться). Прогресс не стоит на месте, и теперь на рынке такое разнообразие вариантов светодиодных подсветок, не то, что еще лет пять назад. Решил идти в ногу со временем и использовать их. Оказалось очень удобно и эффективно! Даже не ожидал. Обычно при применении такие ленты разрезаются на количество светодиодов, кратное трем. Я же использовал ленточные светодиоды в варианте, где в одном корпусе светодиода используются сразу три светодиодные кристалла, и поэтому такую ленту можно нарезать по одному светодиоду. Достоинство - большая удельная яркость, минус - больший нагрев, и как следствие, возможный выход из строя в следствие перегрева кристалла. Но гореть они у меня будут не долго, в среднем 10-20 секунд, так что, будем надеяться, что все будет нормально.

Еще один маленький минус - к тому варианту светодиодов, что использовал я, вначале было довольно затруднительно припаять провода, чтобы они не отваливались вместе с контактными площадками. Но потом нашел способ. Мой вам совет - для подпайки к самой плате светодиодов используйте небольшие отрезки (5-10 см) очень тонких и гибких проводов, которые дальше подпаивайте к проводам потолще и которые желательно использовать в двойной изоляции. Тянуть очень тонкие провода непосредственно к схеме управления (включения) не советую, и не потому что ток большой - по току к светодиодам подойдут, в принципе, самые тонкие провода (если только вы не вешаете на них гирлянды из десятков светодиодов), а потому что изоляция у них потоньше, и больше вероятность ее повреждения. А напряжение-то на них, напомню, 12 вольт. И в случае короткого замыкания предохранитель точно не поможет. Ведь им (т.е. очень тонким проводам) для нагрева (и, не дай Бог, поджога салона) хватит и 1-2 Ампер, а предохранители в машине, напомню, на 5 Ампер минимум. Так что предохраняйтесь!

  •    Светодиоды на подсветку салона:

  •    Светодиоды разместил под бардачком, под рулем и под передними сидениями, ориентировав их в сторону ног задних пассажиров. И вот что из этого получилось:

Чехлы на сиденья

Собрав обивку, посмотрел на сиденья и решил заодно поменять на них чехлы. Совсем без чехлов - обивка на сиденьях уже реально старая, протертая, старые чехлы - местами ничего еще так, но вид больно уж простой, да и синтетика все-таки летом давала о себе знать - спина постоянно мокрая.

Тем более, решение поменять чехлы подпитывало еще и то, что если когда и менять чехлы на машине, так только сейчас - сиденья сняты, и менять их - проще некуда. Плюс к тому же машина покрашена, заварена, помыто напольное покрытие, почищены обивки - и оставлять старые чехлы? На рынке выбор чехлов от 30 до 80 уголовных. Остановил свой выбор на довольно-таки приличных чехлах из 'Гобелена', как мне сказали, (не путать с Гоблином!). Черные, с белыми точками на вставках посередине.

Предыдущие чехлы на передние сиденья надевал по пути наименьшего сопротивления - просто натянул, внизу завязал - и все. Эти решил установить правильнее, а именно: перед установкой снял колесо наклона спинки и ручку для откидывания сиденья вперед (у меня трехдверный хэтчбэк, если кто забыл). Одел чехлы и вернул все на место. Получилось почти как родные чехлы. Только пластмассу около подголовников не трогал - она очень поцарапана, и я решил спрятать ее под чехлами - красивее будет.

  •   Новые чехлы.

Выезд из гаража

Ну вот и настало время выезда из гаража. Правда, окончательный выезд маленько замедлился из-за мелких косяков, которые были обнаружены уже перед самым выездом (или даже после) из гаража.

Первый косяк - не горели лампы подсветки номерного знака. Снял задний бампер и увидел, что на своих местах нет не только этих лампочек, но и патронов, в которые эти лампочки вставляются. Вот тогда-то я и понял, откуда тот патрон с проводами, который лежал в коробке с разным не установленным барахлом от машины (типа резиновых пробок, противотуманок и т.п. мелочи) которую мне отдали мастера! Правда, патрон в коробке был только один, сколько я коробку не перетрясал. Посеяли где-то второй, паразиты!

Так как я хотел установить вместо лампочек накаливания светодиодные лампы, аналогичные тем, что стоят в передних габаритах, вышел из ситуации довольно просто: запаял дыру под патрон куском пластмассы, сделал паяльником в нем дыру под светодиодную лампочку и уже к нему припаял эту самую лампочку. Дальше припаял провода к лампочке, потом кембрик термоусадочный и сверху в добавок все закрасил (чтобы вода не попала на провода). Получилось хоть и одноразово, но надежно.

Второй косяк - не работал задний стеклоочиститель. Я разобрал заднюю дверку - по схеме напряжение подается, а мотор не работает! Со схемой один прикол, правда: к стеклоочистителю согласно схемы идут 4 провода. 1-ый - черный - земля, 2-ой - зелено-черный - 12 вольт, 3-ий - тоже зелено-черный - на автодоводчик стеклоочистителя в начальное положение и 4-ый - зеленый - провод к включателю стеклоочистителя. Прикол в том, что к мотору идут ДВА зелено-черные провода. Только один чуть светлее. А на схеме не сказано, который из них светлее! И на одном из них 12 вольт, а вот на том ли? Разбирался где-то около часа.

Оказалось проще простого: мастера, снимая дверку, обрезали провода, а потом, при установке, ПЕРЕПУТАЛИ местами эти злополучные зелено-черные! Но, скажу честно, хорошо, что перепутали, потому что их соединение проводов скруткой по 1 см, идущих на обогрев заднего стекла (а они в этом же пучке) уже начало плавиться! И если бы я не обнаружил это сейчас, то потом это могло вылиться во что-нибудь более значительное. Пришлось снова паяльник в руки и по всем правилам (залудил-припаял-термоусадочный кембрик-изолента-стяжки) исправлять косяк.

Ну вот, с косяками вроде все. Еще до кучи поменял колеса на летний вариант (литье с резиной 195/50R15), заменил передние диски с колодками и прокачал тормозную систему. После этого с первого раза прошел техосмотр! Проблем на техосмотре не было, за исключением того, что CO было на грани: 1.47%. Напомню, максимальное содержание CO, согласно правилам - 1.5%. Так что еще чуть-чуть - и могли завернуть. Но обошлось. Но с этим надо будет разобраться, подрегулировать как-нибудь.

Фото обновленного Цивика

Машина уже ездит, и наконец-то я нашел время и место сфотографировать обновленную машину. Ну, чтобы у Вас было представление о самом предмете такого долгого разговора :).

Хонда как Хонда, и Цивик как Цивик.

С восстановлением вроде все, будем надеяться, что надолго.

Архив фото.

В процессе фотографирования ремонта машины собралось достаточное количество фотографий. Их, естественно, больше, чем размещено на сайте. Да и качество у них получше. Для желающих просмотреть все фото я собрал их в один архив: