Несколько лет назад я написал статью "Как я озвучивал свою машину". Расположил ее на lib.ru. Но времена меняются, свободы становится все больше, сайты начинают забаниваться (ну, понятное дело, чай, не дети, понимаем, что больше свободы становится не у нас), и к lib.ru волосатые щупальца тоже уже подбираются. Чтобы возможность прочтения этой статьи все же осталась, перенес ее на свой сайт. Только подкорректировал маленько.

Итак, начнем.


Как я озвучивал свою машину.


Первоначальная радиоподготовка машины :: Первые шаги - магнитола :: Первые шаги по улучшению звука :: Замена широкополосников на коаксиалы :: Что я слушаю в машине :: Составление фонотеки :: Минидиски :: Интеграция усилителя :: Начало шумоизоляции :: HiMD плеера :: Правильный звук :: Плюсы минидисков :: Установка плееров :: Окончательная замена динамиков :: Схема Хаффлера :: Саб :: Заключение


Хочу поделиться опытом, да и просто освежить в памяти и напомнить самому себе, как и сколько я возился со звуком в своей машине. Может, кому-нибудь это поможет избежать ненужных шагов, может, подскажет что-то. А нет - ну и ладно. Хоть просто расскажу. Никто ведь не будет перебивать: все, надоел, хватит, наливай давай (шутка).


Первоначальная "радиоподготовка" машины.

Музыку я любил слушать с того возраста, как помню себя. Или даже еще раньше, просто я этого не помню. Причем я все время хотел слушать музыку в хорошем качестве, если можно так выразиться. На мои просьбы родителям купить мне колонки, усилитель и т.п. они отвечали так: вот вырастешь, заработаешь и купишь!

И вот я вырос, заработал и купил себе и машину, и музыку в нее. Об этапах озвучивания своей машины я и хочу рассказать на этой странице. Итак, начали!

Машину я купил себе в 1998 году. Honda Civic хэтчбек 1988 года выпуска. За машиной я ездил в Литву, поэтому у меня был литовский вариант - ничего лишнего, т.е. ничего, что можно снять и продать отдельно, в машине не было. Я имею в виду музыку и, как я потом понял, спойлер под передним бампером. Машина была бита (естественно, Литва!), но не сильно. Это тоже я увидел потом, через несколько лет, когда менял передние крылья.

Что до меня в Цивике стояла хорошая музыка, было видно. Задняя полка была сделана из толстой ДСП. И к ней был проложен толстый даже по нынешним меркам аудио провод. Т.е. акустика на задних полках стояла совсем не штатная. Чего не скажешь о передних дверях, но об этом попозже.

Первые шаги - магнитола.

Итак, надо было с чего-то начинать. За пол - года до того (осенью 1997 года) я купил себе магнитолу. (Как в старом анекдоте: на машину денег не хватит, а дверку обязательно куплю! Так и я, только вместо дверки магнитолу :)). Это была Sony XR-5143. Стоила она тогда 150$. По тем временам довольно неплохой аппарат, хоть и кассетный.

Главный ее плюс в то время был в том, что у нее был 4-х канальный усилитель мощности. В машине в передних дверях стояли какие-то динамики, я даже тогда не смотрел, какие. Провода от них шли под переднюю панель, динамики как-то играли - ну и ладно. В задней полка были прорезаны два отверстия диаметром 14,5 см. У меня валялись овальные советские динамики, вроде как 6ГДШ. (Сопротивлением 4 Ома). Я их в заднюю полку и поставил. Итого, самый первый вариант звука был такой: спереди штатные 10-ти сантиметровые динамики, сзади - я уже сказал. Сделал на скорую руку и забросил до лучших времен.

Вот схема подключения динамиков. Самая простая. Для упрощения чтения на схемах я не показываю минус каналов (минус, а не землю!).

Первые шаги по улучшению звука.

Звук был - сами понимаете. Но по тем временам было терпимо. Некоторым даже нравилось. Но вот однажды я услышал у знакомого, как играют колонки, которые он положил под передние сидения своих Жигулей. Мне понравился бас и создаваемый спереди стереоэффект. И я решил кардинально пересмотреть всю систему. Я решил поставить динамики под передними сидениями. Передние сиденья у меня очень низкие, и поэтому у меня были ограничения по диаметру динамиков. Не более 11 см. Овалы просто напрашивались. Плюс к этому по бокам передних сидений я тоже обнаружил свободное место для двух овальных динамиков. Я снял овалы с задней полки плюс прикупил еще пару овалов сопротивлением 8 Ом. Сняв решетки в передних дверях, я увидел, что там стоят маленькие, 10 см динамики, у которых даже был порван диффузор у места крепления к корпусу. Он просто порвался от работы. У обоих. Надо было что-то ставить и туда. Туда я поставил динамики 4ГДШ диаметром 13 см сопротивлением 4 Ома. Подрезав немного пластмассу, которая держала в дверях штатные динамики, удалось впихнуть ГДШки. Вырезав из жести полоски, и обмотав их черной изолентой, с их помощью установил овалы под сиденьями и сбоку. Один конец полоски крепил к динамику, второй - под крепления сидений к полу. И соответствующим образом их выгибал. Подключил все по вот такой схеме:

Динамики соединил так: последовательно в дверях и под сиденьями и параллельно им динамики сбоку. Итого общее сопротивление оказалось 4 Ома. Да, сзади в полки тоже прикупил китайские широкополосники диаметром где-то 15 см по 15$ за пару.

Итого: звук стал намного лучше, отчетливей как бы, появился какой-то низ (или бас, хотя скорее низ). Особенно понравилось, что спереди получше звук стал. Да и громче. Короче, стал ездить так. Но потом обнаружилось следующее: летом одному в машине слушать музыку - красота, звук как бы обволакивает, звучит со всех сторон, при этом хорошо слышен стереоэффект. Но как только спереди (на место пассажира) садится кто-то еще - все, правая сторона глохнет, и звук переезжает влево. Понятно, почему - основной то звук спереди давали динамики по сторонам сидений, а пассажир закрывал его. Зимой оказалось еще хуже. Зимняя одежда пообъемнее летней (свитер, куртка или дубленка). Поэтому, садясь в машину в дубленке, я сам глушил звук слева. А пассажир, естественно, справа. Стало понятно, что динамики по сторонам сидений надо убирать и усиливать звук из дверей, т.к. динамики в дверях не закрываются, в какой бы одежде ты не сидел. (Клинические случаи в расчет не принимаем). Динамики под сидениями решил оставить.

Примерно в это же время заметил, что при громкости больше средней звук искажается и подсветка магнитолы притухает. Я осциллографом проверил питание и увидел, что на пиках музыки напряжение питания магнитолы на входе падает до 7 вольт! А ведь я подключал ее к штатной цепи питания магнитолы в машине, согласно схеме. Получается, что эта цепь относительно слаботочная. И тогда я взял питание так, как рекомендуют специалисты - толстым проводом прямо с клеммы аккумулятора. Плюс параллельно добавил небольшой конденсатор на 47000мкф. (Просто он валялся без дела). Магнитола перестала притухать даже на максимуме громкости! И звук тоже, сами понимаете, изменился в лучшую сторону.

Замена широкополосников на коаксиалы.

К этому времени в продаже появились доступные по цене коаксиальные динамики, и я решил поменять всю акустику в машине. Глобально. Взял 100$ и на базар. Оценивая с нынешних мерок, большого выбора тогда не было. Даже, я бы сказал, его не было вообще. Но я нашел приемлемые по цене и размерам динамики фирмы ORIS. Я купил 3 пары:ORIS ML-4620,ORIS ML-5020 и ORIS ML-6520.

Все они были сопротивлением по 4 Ома. Стоили они по отдельности 25$, 30$ и 40$. Я за все отдал 75$. Ну потому что у меня был настрой поторговаться, я никуда не торопился, да и продавец был нормальный. Я на каждую пару добился скидки по 5$, плюс за все еще уговорил сбросить 5$. Передние динамики в дверях и под сидениями я соединил последовательно. Задние - каждый на свой канал.

Схема подключения динамиков. Третий вариант.

Сказать, что звук поменялся - это ничего не сказать! По сравнению со старым вариантом - это было что-то! Главное - появились нормальные верха! Без подъема регулятором тембра. Правда, в одном из динамиков (ML-5020) не работала пищалка - на слух я вычислил легко. Достав его из двери, я внимательно все рассмотрел и увидел, что там просто непропай заводской. Одна секунда работы паяльником - и все нормально! На всякий случай пропаял все. Все, стал ездить так.

Что я слушаю в машине.

Пару слов хочу сказать о том, что за музыку я слушаю. Это имеет большое значение в деле озвучивания моей машины. Музыку я любил слушать всегда, но той, что нравилась мне, раньше было мало.

Да, слушал по ТВ совковую эстраду, пластинки покупал, но все это было, естественно, не то. В 10 лет, в год смерти Владимира Высоцкого я впервые услышал его песни! Для меня это было почти потрясение. Но у меня не было магнитофона (это то, на чем раньше музыку писали) до 14 лет. А как слушать Высоцкого? Только у знакомых. Когда родители купили мне магнитофон, я тут же начал писать Высоцкого (Высоцкий у меня сейчас - полное собрание песен, естес-но).

Потом, лет в 15 я услышал песни Александра Новикова из его альбома "Вези меня, извозчик". Для меня это было еще одно открытие. Я открыл для себя как будто еще один мир. Начал искать и собирать песни, похожие на песни Новикова. Оказалось, что их тоже очень много. И их интересно слушать.

С тех пор я подсел на эти песни конкретно. Причем под словами "эти" я понимаю песни просто умные и красивые, или как там еще сказать. Но не те, что нам каждый день пытаются вбить в голову по радио и ТВ. Я хочу плясать под свою дудку, а не под чужую. Хотя бы в плане выбора музыки. Поверьте, если поискать, то можно найти сотни и тысячи поистине хороших, умных и все равно неизвестных песен. Просто, как я считаю, если за автором песен не стоит бабло (прошу прощения за сленг, он и дальше по тексту будет, так доходчивей просто, да и тема такая), если их пишут не с целью сиюминутно отбить большие бабки, рассказывая в 100000 раз о розовых соплях, припудренных сахаром, или о чем-нибудь аналогичном (т.е. ни о чем), то и быть услышанным многими сейчас очень проблематично.

Поэтому, кстати, радио я не слушаю никогда. Принципиально. Там слушать нечего. Да и телевизор включаю довольно редко, только чтобы некоторые фильмы посмотреть. Или какой-нибудь научно-познавательный канал. Вообще-то то, что делается на ТВ и радио - это отдельный разговор. Не сейчас. Может, как-нибудь потом выскажу свое мнение поконкретней. Лишь бы модераторы за матюки не забанили. Ладно, проехали...

Кстати, услышав фамилию Новиков (а большинство других фамилий людям просто ничего не говорят), почти все говорят в один голос: "А, шансон! Беломорканал, Бутырка!" Я не слушаю Беломорканал!!!! И вообще, шансон, на мой взгляд, стал той же попсой.

Раньше было такое понятие - блатные песни. Что это такое - так просто не опишешь. Это надо вернуться в то время и послушать их тогда. Новиков тоже попадал под это определение, кстати. Да и ранний Высоцкий. Коротко - это те песни, что никогда нельзя услышать по телевизору или радио в форме концерта. И в них поется о тюрьме, водке, "легавых - мусорах" и т.п. Да и просто о жизни, но не киношной приторно-слащавой, а настоящей.

Может, поэтому и нельзя было их услышать в счастливое советское время? Кусками в какие-нибудь фильмы их вставляли для соответствующего антуража, как "Мурку" в "Место встречи изменить нельзя". Но что бы концерты - даже думать не моги!

В 90-е годы эти песни вышли из подполья, и на их волне вырос так называемый шансон. Потому что на нем можно косить большие бабки! И все. Пой о том, как тебя обижают менты, какой ты бедный и несчастный в тюрьме, мотая срок за два убийства - и ты кумир! И реклама тебе, и Радио Шансон, и концерты по всей стране.

Поэтому, я считаю, в настоящее время словом Шансон в России (о Франции молчу, там свой шансон) обзывают (и правильно делают!) попсятину с розовыми соплями о тяжелой доле, зоне и злых ментах. А блатные песни - они, на мой взгляд, остались в стороне. Они и сейчас есть, просто они теряются среди Вороваек разных. Так вот.

Я слушаю разные песни, разные стили и направления. Но авторская песня (у меня несколько другое определение авторской песни) в лице того же Новикова Александра и многих других, похожих и непохожих на него, но таких самобытных и интересных - это у меня главное. Вот, например, Сокол Геннадий, Назар, Асмолов Владимир, Кузема Вадим, Бажиновский Владимир, Алешкин Андрей, Тюханов Николай, Никольский Андрей, Ефремов Леонид, Аксенов Виталий и еще много кто. Это что, шансон типа Бутырки или Вороваек? Да Бутырка и рядом не стояла!

Кстати, и среди классического, если можно так сказать, эстрадного шансона, есть что послушать. Полотно Анатолий, Карманов Федор, группа Колыма их первые 2 альбома (потом и они опопсовели), Синица Виталий (тоже сейчас попсу на мой взгляд гонит), Гагин Виктор, записи и сборки Даниленко Андрея (вот где блатата настоящая!), группа ЛяМинорЪ (ранние альбомы, сейчас уже не то!), группа Чалка, Наговицын Сергей, Куплетный Юрий и т.д. - у них есть что-то от блатных песен 70-80-х годов. Или свой шарм. И поэтому я их слушаю. И не только их. Хабарова Кира, братья Радченко, Бондарев Михаил, Лищук Владимир и многих-многих других. Слушайте больше, ищите и найдете! Если, конечно, хотите этого. Вот, собственно, пока и все. Ладно, поехали дальше о музыке в машине.

Составление фонотеки.

В 80-е с песнями, конечно, был напряг. Только старые заезженные кассеты у знакомых. Вот с них и приходилось писать и составлять фонотеку. Потом, в 90-е, с этим стало вроде полегче. Появились CD. Но как сказать. Вроде киоски полны дисков, а слушать нечего. И стоили тогда диски относительно дорого. Поэтому все равно приходилось побегать, поискать и пять раз подумать, прежде чем купить. Выискивал, обменивался, покупал втридорога. Но покупать CD или кассету, чтобы послушать, плюнуть и выбросить, как то не хотелось.

В одном из киосков на Танковой (есть в Минске такая улица) в 2000-м году договорился с продавцом (Сергеем, отличный был парень), и он стал давать мне напрокат кассеты и диски. Вот тогда я начал перелопачивать музыку тоннами, если можно так выразится. Я подсчитал, что за те 3 года, что я с ним сотрудничал, я переслушал около пяти тысяч песней в основном под маркой шансона. Из них себе я записал около 800 песен. Потом киоск власти закрыли, и ларек, как говорится... Итак, снова возвращаемся к технике.

Чем я создавал фонотеку? Вначале я писал кассеты с помощью деки Вега МП-122С. Как аппарат - отстой полный. И не раз переделывал схему, и чинил, и даже алгоритм работы менял (перешивал типа BIOSa).

Потом купил тоже двухкассетную деку Kenwood KX-W6040, писала она гораздо лучше, но все это уже было не то.

Минидиски.

В то же время, т е. в 2000 год, у нас стала появляться минидисковая техника. И на то время для меня это было как раз то, что надо! Очень удобно. Записал песню, ввел ее название, автора, что хочешь еще - и слушай. Не понравилось - удалил и записал следующую. И вот я купил себе деку Sony MDS-JE530.

Отдал за нее 310$ на Горбушке. Эх, хороший был аппарат! С его помощью за 3 года я записал 40 минидисков примерно по 20 песен на каждом - вот 800 песен и получается. Но уже когда начал писать, сразу встал вопрос, как слушать их (т.е. минидиски) в машине. Дома то вопросов не было: дека, усилитель и колонки, как и полагается. Минидиск вставил - и все. А в машине? Вначале все писал в 2-х вариантах: на кассету и минидиск. Дома слушал с минидиска, а в машине - с кассеты. Но библиотека песен стала расти, и стало довольно проблематично вести учет песен и на кассетах, и на дисках. Поэтому я собрал денег и в 2001 году купил минидисковый плеер MZ-R700. (отдал за него 180$).

В моей магнитоле были линейные входы с внешнего источника, и я естественно подключил плеер к ним. Правда, поначалу был довольно тихий звук, но я разобрал магнитолу, нашел во входных цепях линейного входа ограничивающие резисторы, и путем их уменьшения подобрал приемлемый уровень громкости.

Итак, с середины 2001 года состав моего автомобильного музыкального центра был таким: магнитола Sony XR-5143, плеер Sony MZ-R700 и динамики Oris (см. выше). До лета 2003 года это был неизменный состав. Каждый раз, когда я хотел проехать в машине с музыкой, я брал с собой магнитолу и плеер и подключал их. Магнитола была не на салазках, но я переделал ее крепление, и доставал/ставил ее довольно быстро. Оставлять ее в машине не могло быть и речи. Зачем потом искать себе новую магнитолу, новое стекло в дверь и новый замок?

Со временем поймал себя на мысли, что магнитолу уже 2 года я использую просто как усилитель. Не более того. И зачем мне ее каждый раз таскать с собой? К этому времени мне в руки попал старый двухканальный автомобильный усилитель Clarion.

Интеграция усилителя.

Итак, в руках старенький двухканальный усилитель, неспокойная голова не дает рукам покоя, и я снова взялся за переделку звука в машине. Было решено отказаться от магнитолы, а усилитель спрятать в укромном месте (чтобы было меньше возни с установкой / отключением).

Проблема была в том, что усилитель двухканальный. А динамиков, напоминаю, было 6. И уменьшать их количество не хотелось. Покупать второй усилитель тоже не хотелось. Во-первых, тогда их особо и не было (2003 год все-таки!), и цены на них кусались, а во-вторых, покупая усилок, можно было сразу взять 4-х канальный. Ну не ставить же на самом деле в машину 2 усилителя! И тогда мой Clarion оказывался как бы лишним. А мне хотелось его пристроить! Пока, на время. А потом посмотрим, что и как.

И вот летом 2003 года я поставил в машину усилитель, спрятав его за передней панелью, и переделал схему подключения всех динамиков в машине.

Динамики спереди (в дверях и под сидениями) я запаралелил и последовательно с ними включил динамики сзади. На этой схеме показан и минусовой канал, что бы понятнее было. Т.е. я сделал два канала из 4-х. При этом оказалось, что звук довольно ощутимо сместился назад. Как отрегулировать дисбаланс? Очень просто! Параллельно задним динамикам я путем подбора добавил резисторы сопротивлением 4,2 Ома. Таким образом, звук снова сместился вперед. Ухудшения звука я не заметил. То ли я особо не вслушивался, то ли не хотел...

Минус этой схемы по сравнению с предыдущей был в том, что невозможно было на время уменьшать или увеличивать громкость задних динамиков, т.е. тыла. (В магнитоле то это было!) И если на заднем сидении сидело 2-3 человека, и они хотели между собой поговорить, звук мне приходилось практически выключать. А в остальном все было нормально. Пришел с плеером, подключил его - и в путь!

Как всегда, без проблем не обошлось. Проявилось неприятное свойство коаксиалов, у которых ВЧ головка стоит посредине НЧ излучателя. Дело в том, что при такой конструкции внутренности динамика, т.е. зазор между магнитом и катушкой оказывается открытым, и в него попадает все, что сыплется на динамик. Если бы динамик был развернут лицом вниз, вопросов бы не было. Но он должен смотреть вверх или в сторону! Особенно на задней полке! На которую часто при загрузке - выгрузке что-нибудь ложится. И не всегда чистое. Вот и у меня на динамики на этой самой полке по незнанию попал пару раз песок, или даже металические опилки каки-то, и слышу - что-то один, а потом и второй начали потрескивать на басе. Типа как сгорели. Снял, открутил ВЧ головку и все понял.

Я тогда пылесосом сколько можно было вытянул всякую гадость изнутри, но сам корпус звуковой катушки уже был поцарапан. Царапины загладил, промазал клеем, высушил, подравнял. После этого динамики сверху, под защитной решеткой, закрыл тонким материалом, что бы песок не попадал внутрь. Больше гадость туда не попадала, но иногда неприятный такой дребезг все же давал о себе знать. В дверях и под сидениями такой проблемы не было.

Начало шумоизоляции.

В 2004 году увидел в автомагазине теплошумоизоляцию. Довольно простую - слой материала типа жесткого поролона толщиной 12мм и с одной из сторон защитная пленка, похожая на фольгу. И вот эту штуку я решил наклеить на капот машины. (Изнутри, конечно). Но на капоте были довольно толстые ребра жесткости, и поролон нормально не хотел ложиться. Т.е. на ребрах он изгибался, появлялись складки. Решил впадины между ребрами заклеить чем-то еще (шумоизоляции хватало впритык, поэтому ее в 2 слоя не получалось). Нашел большой кусок (квадратов 5) хорошего линолеума. Трехслойного. Слои резины и 2 разных утеплителя. Он валялся еще с советских времен. Он был гибким (в отличие от всех современных!) и толстым (три слоя, 8мм!). Таких линолеумов сейчас я в продаже не вижу. Вот кусками его я и проклеил капот между ребрами жесткости, а потом сверху еще и изоляцией. Мотора стало почти не слышно! Причем не только на улице, но и в салоне тоже шума от него поубавилось! Решил идти дальше и проклеил со стороны моторного отсека стенку между мотором и салоном. В машине стало еще тише! Полез в инет, начал читать о шумоизоляции салона и решил звукоизолировать весь салон.

Полную звукоизоляцию салона начал делать в 2005 году. Начать решил с передних дверей. Снял обшивку и проклеил двумя полосами того же линолеума дверь изнутри. Двумя полосами - потому что посредине двери изнутри идет ребро жесткости, и в один кусок приклеить просто не получится. Плюс к этому под обшивку на дверь наклеил какого-то синтетического материала типа синтетической обивки толщиной миллиметров десять. Ну, что бы обшивка меньше гудела. Громкость звука тут же возросла! Причем звук стал четче как бы. Детализованнее. И меньше шума от дороги!

Получив такой эффект, пошел дальше. Снял всю обивку в салоне (кроме пола), на все наружные детали кузова изнутри наклеил линолеум или упомянутый выше материал. Или того и другого вместе. Особенно много материала ушло на потолок. В три слоя. И плюс линолеум! Зато после этого вся машина снаружи перестала звенеть. Т.е. при постукивании по машине снаружи звон уже не как у пустой консервной банки, а глухой такой, солидный. Особенно заметна разница в дождь. Слышны только капли дождя, что попадают на стекла. Крыша, капот, двери - тишина.

И во время движения в салоне стало намного тише. Намного. Соответственно, и звук стал лучше. Это и естественно. Просто тихие звуки глушил шум, иногда приходилось напрягаться, чтобы расслышать музыку, а теперь - нет.

Как-то на форуме прочитал отзыв одного чела об итогах шумоизоляции своей машины. Вкратце он сказал так - начав серьезно заниматься шумоизоляцией машины, полностью ее закончить нельзя никогда. Потому что постоянно вылезают все новые и новые звуки, которые были не слышны в общем шуме. Да, общий уровень шума все тише, но ты становишься все требовательнее. Заизолировав двери, ты услышишь шум из багажника, заизолировав багажник - шум из задних арок, потом шум от дверных уплотнителей, от рычага коробки передач и т.д. Сейчас вентилятор отопителя на первой скорости шумит. Но тут уже никуда. Хотя, когда последним этапом переднюю панель и воздуховоды я звукоизолировал, даже вентилятор субъективно стал работать тише.

Кстати, в 2007 году, чтобы поставить окончательную точку в звукоизоляции, я еще раз снял все панели и проклеил их изнутри 10мм поролоном. Стало еще чуть тише! Правда, это оказалась скорее запятая... Идеи о дальнейшем убийстве ненужных звуков в машине появляются и реализовываются до сих пор, правда, в меньших объемах. (То жгут прикрутить покрепче, то проклеить-пропаять-поджать или добавить поролона где-нибудь в салоне, в передней панели, под капотом, в багажнике...).

P.s. Как показала жизнь, это была далеко не последняя звукоизоляция салона. Потом, полностью переваривая машину уже в 2011 году, накупил фирменного звукоизолирующего материала и еще раз звукоизолировал салон. Описание всего процесса с фото вот:

HiMD плеера.

Так же в 2005 году в подарок дочке купил только незадолго до того появившиеся Flash плеер. И сразу начал использовать его в машине, т.к. было очень удобно работать с музыкой - пару минут и любая музыка в mp3 на плеере. А она практически вся сейчас в mp3! До этого, напомню, я использовал в качестве головного носителя в машине минидисковый плеер. А запись на минидиски тогда велась в режиме реального времени! Т. е. надо записать альбом продолжительностью 80 мин. - вот 80 мин и пиши! И плюс время на подготовку к записи, слежение, разбивку на песни, остановку ... Короче, гемор еще тот. Конечно, были специальные программы для этих целей, но с ними все равно быстрее, чем в реальном времени, не записать.

И вот я подсел на Flash плеер. Покрутив его месяца три, решил прикупить что - нибудь подходящее и себе. Даже уже практически выбрал подходящий плеер, а потом прикинул - а что мне делать с плеером, декой и кучей (на тот момент - около 50 штук) минидисков? Просто все продать - особого смысла нет, цена на б/у минидисковую технику низкая, а сами минидиски вообще практически даром отдавать надо или в нагрузку к технике - жалко.

Полез в инет (а до того года три вообще новой минидисковой техникой не интересовался - а зачем, спрашивается? Работает!). И оказывается, что Sony уже давно продает минидисковые плеера с записью по USB! И запись становиться намного удобнее и быстрее. К тому же новый формат минидисков появился - HiMD. Старые минидиски без проблем можно форматировать в новый формат и их емкость возрастает примерно в 2 раза!

Пару слов, чтоб понятнее было, о минидисках. Емкость стандартного минидиска - 74 или 80 минут. Так на нем написано. Т.е. при записи с хорошим качеством (SP - таково обозначение внутри формата, битрейт 264 kB/s, формат записи - ATRAC) на диск помещается ровно столько же минут, сколько и написано на диске. В начале только так и было.

Потом появились LP2 и LP4 - в 2 и 4 раза большая длительность записи при соответствующем уменьшении битрейта (148 -160 минут при 132 kB/s и 296 - 320 минут при 66 kB/s соответственно). Этот формат назывался MD.

Потом появился формат минидисков HiMD. При HiMD диск форматируется по-другому, уже как обычный компьютерный накопитель, у него появляется видимая компьютером емкость на 280-300 Mb и он даже может использоваться как обычная флешка. Вот только скорость записи на минидиск по сравнению с флешкой не очень.... Да это и не нужно, в принципе. Но просто так записать музыку, как на флеш-плеер, и сразу слушать, на минидиск нельзя. Для этого нужно пользоваться специальной программой - Sonic Stage. Изначально это было сделано с целью защиты авторских прав. Короче, кому интересно, подробности теории минидисков и их заморочки - все можно легко найти в инете.

Итак, если коротко - в результате эволюции минидисковой техники на минидиски в настоящее время (да и в последующее тоже ничего нового не появится) можно с помощью программы Sonic Stage записать музыку в следующих форматах - 48kb, LP4(66 kB), Hi-LP(64kB), 105kB, LP2(132kB), 192kB, Hi-SP(256kB), 352 кВ и в режиме без сжатия данных, т.е. без потерь, как на CD-AUDIO. И все в фирменном формате Sony ATRAC.

В то время (конец 2005-начало 2006 года) в Минске я нашел только один такой способный на все вышеперечисленное плеер формата HiMD - Sony MZ-RH910. Стоил он 200$. Я решил, что дека мне не очень нужна, т.к. писать через комп намного быстрее, а слушать музыку дома через усилок все равно с чего, дека это или плеер. В итоге деку и старый плеер я продал. Как раз за 200$.

С новым плеером все действительно оказалось очень удобным. И запись, и управление в процессе прослушивания. У него в комплекте был проводной пульт дистанционного управления, (в R700, кстати, он тоже был, но я им не пользовался), повесив который около руля, можно было не отвлекаться во время движения машины от дороги на работу с плеером. У него сменный плоский аккумулятор LR14 + дополнительный пристегивающийся бокс на батарейку/аккумулятор типа АА + можно подавать питание 3В от адаптера. Т.е. вариантов запитать его - куча. Хочу заметить, что такое питание почти у всех минидисковых плееров Sony с небольшими вариациями от модели к модели. Кроме самого последнего минидискового плеера Sony MZ-RH1, у него и аккумулятор хотя и сменный, но литиевый, и питание от USB.

Пульт я прикрепил около руля.

Правильный звук.

Итак, с весны 2006 года начал ездить с новым плеером. Но во время своих поисков плеера я начитался в инете статей о "правильном" звуке. Пишу в кавычках, потому что критерии правильного звука у каждого свои, нет одних объективных для всех критериев. Это дело вкуса каждого. Но каждый, кто слушает музыку, отдает предпочтения тем или иным критериям или характеристикам звука (или звуковоспроизводящего тракта). А их не мало, а в машине - даже слишком, наверное, много. Для меня правильный звук - это звук как можно более приближенный к естественному звучанию. Как на концерте, типа.

Кстати, во всех минидисковых плеерах есть эквалайзеры, но я ими практически никогда не пользуюсь. Искусственно задирать "верха" или "низ" - зачем? У меня в этом потребности нет. Короче, прочитав много литературы, понял, что ставить динамики последовательно - параллельно да еще с постоянными резисторами в цепи не есть гут. Даже очень не гут. Что делать? Усилок то двухканальный, а звук хотелось получить с 4-х независимых каналов. Покупать нормальный большой усилок не хотелось - и денег жалко, и мест в машине, чтобы спрятать его, не очень много, да и своими силами хотелось что-нибудь сварганить.

Нашел альтернативу в виде готовых блоков Мастер Кита. Выбрал блок BM2039 - Усилитель НЧ 2х40 Вт (TDA8560Q/ TDA8563Q) на нагрузке 2 Ома. Только пришлось немного переделать его схему. Во входной цепи закоротил на землю минусовые входы, а на плюсовые поставил резистивные делители. Так получилось приемлемое согласование плееров с усилителем. (Переделки на схеме выделены более черным цветом).

Таких блоков купил 2, итого получилось 4 канала. Эти блоки поставил на радиатор Socket 775, на котором оставил вентилятор, питание на который подключил через TDA 7805, т.е подал на него 5 вольт питания вместо 12 (чтобы шумел меньше). Плюс поставил в цепь его питания включатель, чтобы отключать вентилятор зимой. Это все установил в машину осенью 2006 года.

Передние динамики я соединил параллельно, благо, выходное сопротивление усилителя позволяло. Задние - каждый на свой канал усилителя. В итоге безо всяких дополнительных резисторов звук спереди и сзади уровнялся. И к тому же добавилось низов, особенно сзади. Да это и понятно. Все-таки большой объем багажника сказывается, да и динамики сзади самые низкочастотные из комплекта. В итоге (на тот момент) был достигнут почти оптимум, за исключением того, что задние пассажиры по-прежнему глохли, если я хотел послушать музыку чуть погромче.

Плюсы минидисков.

До весны так и ездил - минидисковый плеер в качестве головного устройства, управляемый посредством пульта, закрепленного около руля, усилителя и 6-ти динамиков. К весне 2007 года, общаясь на минидисковых форумах, понял, что дни минидиска сочтены, как это не грустно. И новых плееров не будет. А если мой единственный плеер сломается - все, копец. Соли минидиски крупной солью! Что делать? Запасы! Я начал просматривать все объявления и выискивать подходящие минидисковые плеера. Народ как раз начал их сдавать (начиналась эпоха флеш плееров). Плохо, что HiMD до нас мало дошел, поэтому в основном попадались плеера более старого формата MD. Как говорится, на безрыбье и рак рыба. Пришлось брать и их.

Первым был куплен Sony MZ-E710. Это просто плеер, без записи. Главный его плюс - он очень тонкий, тоньше кошелька! (Любого кошелька, даже самого тонкого).

Потом за пол - года купил до кучи еще Sony MZ-NF520, Sony MZ-N710, Sony MZ-NH600D (этих два, они формата HiMD, и потому нужнее для меня), а так же самый последний минидисковый плеер в истории - Sony MZ-RH1. (Этот из Москвы привезли, обошелся в 300$). На MZ-RH1 я в свое время написал отзыв. В результате у меня оказалось 6 плееров и более ста минидисков.

Немножко еще отвлекусь, что бы рассказать, какие плюсы мне дают минидиски по сравнению с флешами. Дело в том, что библиотека песен у меня очень большая (более 10000 песен, более 400 исполнителей), и она постоянно пополняется. Практически ежедневно. И у меня уже выработался целый алгоритм прослушивания вновь поступающего, не мешая слушать и ранее приобретенное.

Каждый минидиск у меня пронумерован, есть общий список записанного на них в форме Номер диска/Исполнитель/Альбом/Битрейт. При поступлении нового альбома я его сразу же записываю его на винчестер в общий архив и на минидиск, прослушиваю и решаю - оставлять его на минидиске или нет. (В архиве он остается в любом случае). Критерий отбора такой - захочу ли я еще послушать как минимум половину песен этого альбома через какое-то время (не менее половины!). Если да, то альбом оставляю. Если нет - следующий альбом.

Таким образом у меня уже заполнены практически девяносто дисков из ста, но я периодически (что бы освободить место для новых альбомов), прослушиваю ранее записанное и нахожу что-нибудь из старого, что можно удалить. Ведь часто бывает, что через год песни звучат и воспринимаются уже совсем по-другому, и то, что год назад нравилось, уже - увы....

Многие советуют - купи себе плеер с жестким диском и не мучайся! Но при этом потеряется возможность постоянного отбора лучших альбомов! Конечно, можно альбомы особым образом сортировать, выставлять рейтинги или скидывать лучшее в особую папку. Я пробовал делать такое, но в итоге получается каша. И в последствии одно и то же слушаешь постоянно, а второе теряется, и не слушается никогда.

Сто минидисков (а на каждом записано в среднем от 2-х до 6 часов музыки) реально в моих условиях можно прослушать где-то за год, при этом, чередуются и прослушанные ранее, и новые. И на дисках остаются все более и более лучшие вещи (на мой взгляд, естественно)! Т.е. идет постоянный процесс эволюции, если можно так выразится. Плюс к этому периодически на компе я прослушиваю выборочно что-нибудь из ранее забракованного, что бы память освежить.

Установка плееров.

Чтобы не таскать плеер каждый день с собой, я решил установить его в машине постоянно. Подходящее место нашлось в бардачке. Что бы было меньше проблем с музыкой в дороге, решил установить сразу 2 штуки. MD и HiMD. E710 и NH-600 соответственно. У одного питание - батарейка или аккумулятор АА, у другого - плоский такой аккумулятор, LR14. Так что если сдохли все плоские аккумуляторы - включаешь 600-ый с АА. Если сдохли аккумуляторы и в нем - можно подключить питание на 3 В от машины (я и такое сделал, но у всех Сонькиных (про других не знаю, не пробовал) минидисковых плееров есть проблемы с развязкой по внешнему питанию и звуковым выходом. При соединении "земли" по звуковому выходу и внешним питанием к звуку подмешиваются небольшие помехи от механики плеера. Это не дефект, а просто особенности схемотехники этих плееров. В обычной эксплуатации, т.е. с наушниками или отдельным усилителем со своим питанием таких проблем не возникает. Просто ситуация у меня не стандартная) Но это (внешнее питание) бывает очень редко. Практически за все время - 2 раза. Потому что, во-первых, плеера очень мало потребляют, и, во-вторых, каждого типа аккумуляторов у меня обычно по 1-2 шт. запасных в машине. Так что полного запаса энергии аккумуляторов может хватить примерно на 2 месяца ежедневных слушаний по 1 часу по дороге на работу и обратно плюс каждые выходные по 5-10 часов.

Аккумуляторы я подзаряжаю регулярно, как только сдохнут, так что запас практически постоянен.NH-600 прикрутил к боковой стенке, E710 свободно полулежит на дне.

В это же время сделал новый пульт дистанционного управления плеерами. Нашел в инете принципиальную схему, проработал эргономику, вырезал из тонкой жести корпус - и вот результат. Расположил его между сидениями под ручником. И теперь очень удобно на ощупь управлять, абсолютно не отвлекаясь от дороги. И даже незаметно для пассажиров. Само переключение между плеерами - с помощью нескольких реле, закрепленных на задней стенке бардачка и простого включателя на 2 контакта. Первое реле переключает выходы плееров на усилитель, второе - подключает пульт к выбранному плееру, третье - отключает пульт от плееров в режиме покоя. (Были случайные нажатия на пульт в то время, как усилитель выключен, и плеера впустую работали). Плюс к этому в стенках бардачка установил несколько светодиодов, которые подсвечивают выбранный плеер. Вечером очень удобно!

Окончательная замена динамиков.

В скором времени после этого (осенью 2007 года) начал замечать, что задние динамики снова (см. выше) периодически начинают потрескивать!Понял, что их надо менять на что-то понадежнее. Снова полез в инет. Опять кучи статей, и вывод - сзади (т.е. в задней полке) не надо ни широкой полосы, ни мощных низов. Сидеть надо лицом к музыке! Перед надо делать лучше! Как следствие из этого (а так же не забываем и надежность работы в задней полке (см. выше)!) туда напрашивались широкополосники. А дырки у меня там уже прорезаны под 16.5 см акустику! И найти более-менее приличные широкополосники не так то просто.

Но нашел - Pioneer TS-1746II (30$). В комплекте к ним небыло защитных решеток, но отлично подошли от Oris (см. выше). Самое интересное, что эти широкополосники зазвучали лучше старых двухполосников! Понятно, что играть они стали громче - чувствительность то поболее, чем у стариков, но и верха, и низы мне понравились больше! То ли дело в фирме, то ли в прогрессе, который на месте не стоит, то ли и в том, и в другом другое вместе. Или третье что-то. Ладно, не это главное.

Итак, сзади динамики поменял - стал задумываться о переде. Спереди вместо двухполосной я решил поставить компонентную акустику. Помня, что выходное сопротивление усилителя 2 Ома, решил воспользоваться и этим. Все-таки уровень максимальной громкости будет чуть больше, и, следовательно, больший запас по уровню выходного сигнала. Т.е. перегрузка усилителя менее вероятна. Проблема была в том, что я хотел установить динамики диаметром 6,5 дюйма, (чтобы усилить низы), а до этого в дверях стояли на 5 дюймов. Глубина посадочного места изначально была не более 45 мм, и диаметр маловат, поэтому в дверях надо было делать подиумы из фанеры толщиной миллиметров 12. Что я и сделал. Глубина выросла до 55 мм, и диаметр до 6,5 дюйма. Но даже с возросшей глубиной выбор был не большой, и я остановил свой выбор на динамиках JBL GTO607C. Комплект обошелся мне в 90$.

Большие динамики после моих доработак подиумов удачно (хотя и впритык) стали в двери, пищалки решил расположить у передних стоек, направив их на стекло.

Фильтры спрятал за бардачком, приклеив их снизу к воздуховоду.

Понятное дело, что разницу я, естественно, услышал сразу. Описывать не буду (зачем повторятся, что звук стал еще чище, прозрачнее, мощнее как бы), но мне очень понравилось!

Схема Хаффлера.

Но! Так как я уже очень много начитался о "правильном" звуке, я решил заодно попробовать подключить динамики на задней полке по одной из известных схем подключения тыла. Выбор остановил на схеме Хаффлера.

Принцип подключения, думаю, понятен из схемы. Берется разностный сигнал из стереоканалов, и через LC фильтр подается на тыл. В итоге задние динамики не дубасят по головам сидящих сзади, а вполне корректно (и достаточно тихо для задних пассажиров) воспроизводят как бы естественные призвуки концертного зала. Единственное, что я изменил схему подключения, соединив динамики параллельно. И общее сопротивление составило не 8, а 2 Ома. Поэтому параметры L и C относительно этой схемы необходимо изменить. L уменьшить, а C увеличить в 4 раза.

Делая эту схему, я хотел оставить возможность подключать тыловые динамики так же, как и прежде, т.е. по динамику на канал без фильтров. Во-первых, чтобы иметь возможность быстро сравнивать звучание обеих схем, и, во-вторых, чтобы была возможность "выставлять звук на улицу", т.е. озвучивать мероприятия на свежем воздухе (доставая заднюю полку из багажника), потому как со схемой Хаффлера звук из задней полки на улицу выставлять нет смысла. Для этого пришлось придумать еще одну схему на 2-х реле и простом включателе (кстати, как - то услышал: только русские включатель называют выключателем. И задумался - действительно, это же по сути включатель. И стал называть его правильно).

Кстати, имея возможность выбора схемы звучания, периодически включаю тыл по старой схеме, но 2-3 минуты прослушивания - и возвращаюсь на Хаффлера. Комфортнее как-то звучит. Так что если кого заинтересует, погуглите, статей на эту тему в инете много.

Саб.

Последний этап в деле озвучивания машины - установка сабвуфера. Во всех статьях о звуке установщики предлагают примерно такой порядок установки или наращивания аудиосистемы в машине: головное устройство, передняя акустика, сабвуфер, усилитель, тыл и т.д. Т.е. сабвуфер надо ставить раньше усилителя (если саб активный, конечно) или тыла, например. Это точно! Потому что саб для хорошего звука просто необходим! Проверено на личном опыте. Без него периодически хотелось чуть-чуть добавить самого глубокого баса. Вот хоть чуть-чуть, но добавить!

Скажу сразу - я не делаю бас таким, что бы его было слышно в соседней машине. Обычно чуть-чуть громче относительно общей громкости музыки. Читал одну рекомендацию по правильному звуку саба: постепенно увеличивайте его громкость, пока не услышите сам саб, и сразу, как он стал слышен, громкость его чуть-чуть уменьшите. Вот и у меня примерно так же.

Некоторые, увидев в машине саб, говорят: давай, включи погромче! Начинаешь обьяснять, что он уже включен и громкость настроена. Очень умные начинают учить - это же саб, надо, чтобы стекла от него прогибались! Ладно, у себя ставьте, как хотите, а у меня и этой громкости хватает.

Да, кстати, а где будем ставить сабвуфер? Почти все ставят в багажник. Но первое: багажник у меня небольшой, периодически приходится задействовать весь его объем, а каждый раз при полной загрузке багажника доставать и устанавливать обратно сабвуфер не хотелось (да и куда его ложить, достав из багажника?), хотелось что-то постоянное, не перемещаемое, и второе: в случае нахождения сабвуфера в багажнике на динамики на задней полке передаются звуковые колебания от сабвуфера и искажают звук.

Поэтому остановился на варианте установки сабвуфера в салоне. Хороший вариант был бы установить его под сиденьями. Но сиденья у меня очень низкие, и прямо под ними саб, даже самый плоский, не помещается. Да и выбор плоских сабов маловат. Весной 2008 года в Минске можно было только 2 варианта. Один из них я и взял. PIONEER TS-WX11A. 195$.

У него в комплекте очень удобный дистанционный проводной пульт управления. Сам саб я расположил на полу перед передним пассажирским сидением (с улицы он практически не виден), а пульт закрепил под водительским сидением слева. Очень удобно. Запитал саб в той же точке, что и усилитель.

Кстати, запитаны и усилитель и саб так: основные сильноточные провода питания идут на аккумулятор, а дополнительные слаботочные провода включения - на тумблер включения всей акустики. Щелкнул один тумблер - и одновременно и усилитель и саб готовы к работе.

Заключение.

Вот и все. Долгий и тернистый путь вроде пока завершен. Звук в машине вроде поставлен, мне хватает и уровня громкости, и качества звучания, и низы теперь такие, как хотел. И сзади пассажирам комфортно. Надеюсь, и вы не очень напрягались, читая мою эпопею. Может, кто-нибудь какие-то полезные сведения себе почерпнул. Или посмеялся. Лишь бы не плакал никто.

Удачи всем! И хороших вам песен в дороге!

31.07.2008 (подредактировано - 02.2013)

P.S. Смотрю на дату написания статьи - ого, 2008 год, а на дворе уже 2013. Это уже больше четырех лет в машине стоит такой звук. И, что самое интересное, нет ни какого желания хоть что-то поменять. Я даже не задумываюсь - сел в машину, включил музыку и поехал.

А это значит только одно - то, к чему я стремился, озвучивая машину, и чего в результате добился, совпало.