Управление автомобилем.

Я уже писал ,что очень люблю ездить зимой. Почему? Да потому что летом это не езда, а передвижение. Я понимаю, большинству только это и надо, но я - не большинство. Мне нравиться чувствовать машину. Едешь зимой по заснеженной дороге и все время прикидываешь: вот здесь на повороте я добавлю газа - и машина заскользит, вот здесь рулем коротко и резко отработаю - и зад машины в соседнюю колею быстро и красиво, с заносом перескочит. Пробуешь - точно, получилось!

Машина в твоих руках. Послушная и надежная. И ты еще не тормоз пока, можешь ездить нормально. При этом главное правило: на дороге в это время больше машин нет! Никогда не делайте так, когда рядом или навстречу кто-то едет. Это дорога, на ней всякое бывает, вы ошибетесь, или кто-то не поймет ваш маневр - так и до беды недалеко. Лихачте, носитесь, но только когда никого нет рядом!

Я считаю, что для того, что бы хорошо ездить на машине, надо научиться хорошо ездить на велосипеде. Да, именно на велосипеде! Умеешь на велосипеде хорошо ездить - и за рулем авто сможешь. Почему? Объясняю. На велосипеде ты учишься держать равновесие (это-главное!), учишься просчитывать траекторию движения, знаешь, что такое торможение с заблокированными колесами (и как при этом ими можно управлять), знаешь, как поведет себя велосипед (машина) при резком повороте, как ударяться о препятствие, наконец! (скользящим ударом, естественно, но когда ты это прочувствуешь на своей .опе, это запоминается намного лучше!)

И лучшая практика езды на велосипеде - это зимой по льду! Особенно если гонки друг с другом устроить. Кто не пробовал - попробуйте, впечатлений будет масса! Только каску оденьте или шапку потолще, мой вам совет. А то сотрясение мозга обеспечено. И отбитая задняя часть тоже! Но поездив зимой на велосипеде по льду (по чистому льду, естественно!), приземлившись десяток раз, вы поймете, что такое езда зимой на машине.

    Критерии хорошего водителя.

Вот какой водитель, по-вашему, самый хороший? Критериев очень много, каждый считает исходя из личного опыта, пристрастий, впечатлений и т.п., но лично я считаю так:

     1. Чем меньше тебе мешают на дороге.

     2. Чем меньше ты жмешь на тормоз.

Объясняю по пунктам.

1. Чем меньше тебе мешают на дороге. Когда ты не просто сидишь за рулем, а управляешь автомобилем на дороге, ты контролируешь все вокруг. И спереди, и сзади, короче, все, что в поле зрения на дороге и около и что может помешать/изменить ситуацию/помочь тебе в движении. Дорога ведь как живой организм.

Все течет (едет), все меняется, и ситуация меняется ежесекундно. И отслеживание ее постоянно, просчитывание ситуации, прикидывание, куда это он, типа, повернет, или чего это он здесь затормозил, или почему не перестраивается, или наоборот перестраивается ни с того ни с сего - вот это и означает контролировать все вокруг. И заранее просчитывать варианты возможных последствий тех или иных действий. И смотреть не на 50 метров перед собой, а и вдаль тоже, до следующего светофора как минимум.

И тогда не будешь вот в таких ситуациях, к примеру. Ты едешь себе спокойно в первом ряду и вдруг раз - перед тобой на аварийке машина. Откуда? А посмотреть вперед, увидеть, что отчего-то машины из первого ряда перестраиваются? И заранее перестроиться. И никто тебе не мешает.

Или вот еще распространенная ситуация: ты едешь по трассе, догоняешь кого-то в своем ряду, собираешься перестроиться - а там машина! А заранее посмотреть назад, увидеть, где, кто и с какой скоростью едет? И в зависимости от ситуации или ускориться, или притормозить.

Еще вариант.
Перед тобой машина едет неуверенно, то тормозит, то повороты вправо-влево включает, ты нервничаешь, сигналишь. А посмотреть на номера - человек первый раз в этот город приехал, дорогу ищет. Объедь его спокойно, пусть себе ищет чего ему там нужно. И вообще - номер другого региона на машине всегда должен настораживать.

Или вот еще.
Уксус (ну или таксист по научному) как в .опу раненый догоняет тебя - знай, что пощемится, и рядность соблюдать не будет, и светофор не для него, и даже тебя может не заметить.

Торопиться кто, из ряда в ряд кидается - дай дорогу, все равно на следующем светофоре стоять вместе будете. А грузовой уксус (маршрутка) еще и на красный проедет спокойно.

История из жизни на эту тему. Еду как-то в Минск с приятелем, видим, впереди на остановке девушка голосует, а перед нами едет гольф, он сворачивает, подбирает девушку, мы в это время проезжаем мимо. В гольфе за рулем сидит молодой парень, лет 20-25. Больше никого.

Приятель говорит мне: эх, не успел рассмотреть, какие диски у Гольфа (у него в тот момент была Джетта, и он искал на нее диски поприличнее). Я отвечаю: ничего, счас увидишь! Через минуту Гольф обгоняет нас. Хотя до этого минут 20 ехал перед нами 90 в час, как и мы. Ко мне вопрос сразу: как ты узнал, что он нас обгонять будет? Элементарно, Ватсон! Молодой парень, один в машине, берет в попутчицы молодую девушку. Конечно ему притопить захочется! Перед девушкой как не рисонутся. Зовите это интуицией или чем еще. А это и есть элементарное умение предсказывать ситуацию. На самом деле это не так и сложно, если думать умеешь.

Кстати, я люблю часто спрашивать, по какой дороге лучше (безопаснее, быстрее) ехать? Обычно отвечают: днем, когда машин мало, по загородной и т.п. А я говорю так - по той, которую знаешь хорошо. А знать и просто часто ездить - это две большие разницы!

Знать - это значит помнить фазы светофоров (здесь можно не торопиться, все равно красный будет, а здесь - притопить), помнить, в каком ряду на каком перекрестке лучше стать (и где удобнее для этого перестроиться), помнить, где ямы на дороге, где пешеходы часто дорогу переходят, где гаишники любят сидеть в засаде, где дорогу снегом задувает, где лед часто образуется и т.д. и т.п. Где проблемы с перестроением, и лучше заранее подготовиться. К примеру, на нашем главном проспекте в Минске, Независимости, чтобы правильно (т.е. быстрее и безопаснее) проехать его от начала до конца, нужно несколько раз перестроиться то в первый ряд, то в третий, то в четвертый (один раз во второй). И вот это знание - когда и куда, многие не могут приобрести, даже поездив по проспекту не один месяц, а то и год. Хотя, на мой взгляд, все так просто...

Как говориться, ездят по дорогам все, а вот знаю дороги - далеко не все.

У меня в практике был интересный случай - из центра города я ехал на окраину (если кому интересно, от гостиницы Минск (теперь Европа) в район больницы скорой помощи, что в районе Автоваза). Время - 18-00, самый пик дорожного движения.

Только я начал движение - обгоняет скорая с включенной мигалкой. Естественно, все ей дорогу уступают. Ехала она, как оказалось, до этой самой больницы скорой помощи.

Так вот, за время пути я 5 (пять!) раз обогнал скорую, ничего не нарушая. Абсолютно ничего! И цели обогнать скорую не ставил. Просто я знаю, где в какой ряд становиться и как работают светофоры. И больше ничего. (А если бы я ехал с мигалкой...) А водитель скорой, такое ощущение, что ехал первый раз по городу вообще. То пытается на встречку, когда там поток в три ряда, то на красный, когда там пешеходы, то кого-то пытается согнать с крайнего левого ряда, хотя правый крайний ряд ПУСТОЙ совершенно (ну, кроме меня, правда). Я заметил, что с мигалками всегда ездят по крайнему левому ряду. Хотя в правом было бы гораздо быстрее.

Кстати, еще одно мое определение: получив водительское удостоверение, все начинают ездовую практику в среднем ряду, потом одни в нем так и остаются навсегда, другие вылазят (или высовываются) в третий, а кто научился ЕЗДИТЬ - переезжают в первый ряд. Т.е. первый ряд - для Водителей, а остальные - так, для ... неВодителей, или как там еще. (Шутка, конечно.) Хотя и в первом ряду всякие встречаются... Ну вот, себя похвалил, можно и дальше.

2. Чем меньше ты жмешь на тормоз. Я думаю, каждый видел много раз: идет поток, все, если надо, разгоняются, если надо, тормозят, причем примерно в одно и то же время или в одних и тех же местах, и только кто-то один все время выделяется тем, что задние стопы у него работают, как лампочка на новогодней елке. Т.е. газ-тормоз-газ-тормоз-газ и так все время! И в городе, и на трассе. При этом не всегда он торопиться, как голый в баню. Нет, иногда и едет медленнее всех. Конечно, новичок всегда давит на тормоз больше, это правильно и логично, но мы то уже умеем отличать новичка от тормоза со стажем!

Так вот, я считаю, что умение ехать с минимальным количеством торможений - это и есть признак высокого мастерства вождения. Кстати, оно прямо и логично вытекает из моего первого определения хорошего водителя. На самом деле: если тебе никто не мешает, то зачем тормозить? Только для остановки. Конечно, аварийных ситуаций никто не отменял, но они - исключения.

Интересный разговор один раз получился. Сидим в компании, я выдвигаю свой тезис о связи мастерства вождения с количеством торможений, и один чел начинает: ага, надо носиться без тормозов, как угорелые, да? И на поворотах не тормозить? И на перекрестках? И это мастерство? Трудно переубедить упертого, но вы, надеюсь, не такие? Я не словом не обмолвился, что не надо тормозить. Просто перед тем, как нажать на газ, надо подумать: а надо ли жать то? Все равно тормозить через 1-2-3 секунды.

И к перекрестку подъезжая, тоже быстренько оценить ситуацию и не тормозить по-напрасному, стоя на главной дороге. И увидев машину на обочине, определить можно, ГАИ это с радаром или так просто машина стоит. Кстати, так раздражают гонщики, которые сгоняют тебя дальним со второго ряда только затем, чтобы тут же затормозить, увидев впереди на обочине машину. И причем тормозят не до положенных 95 на трассе, а до 85! Так и хочется сказать: сцикло ты трусливое, даже если 95 ехать боишься. И к тому же сцикло тупое: ну как можно принять за машину, остановленную гаишниками, машину, которая съехала с дороги на обочину с целью сходить водителю в кусты, к примеру. Или по грибы люди пошли, а ты тормозишь.

И в пробке можно чуть подкатиться, а можно на газ и сразу же на тормоз. Да и вообще, куча ситуаций на дороге, когда ты понимаешь, что тормозить нет смысла, (а перед этим давить на газ), а кто-то жмет и жмет на тормоз. Перед каждым столбиком у дороги. А так как ты не один на дороге, то и весь поток, как известно, едет со скоростью самой медленной машины в потоке. Это аксиома.

Эти постоянные подтормаживания меня лично раздражают больше всего. Еще раздражает выезд за город, точнее начало движения за городом, когда машины проезжают указатель "Конец населенного пункта" и разгоняются до 90-100 км/ч. Раздражает именно сам разгон. А именно: медленно-медленно, как будто чего боимся. Я разгоняюсь так: еду 65 на 4-ой скорее всего передаче, конец населенного пункта - газ почти в пол, 90 в час - пятую и поехали!

Если где перед выездом знак 40 висит - на третьей до 90 и опять пятую. На кольцевую, где в поток надо влиться побыстрее, вообще на второй до 90 кручу.

Кстати, если кто думает, что это плохо для мотора, то вы не правы. Мотору хуже всего работа внатяг, когда на четвертой передаче, к примеру, с 40 километров разгоняться постоянно. Почитайте литературу специальную, много интересного узнаете о степени износа мотора в разных ситуациях. Я, к сожалению, ссылок дать не могу, потерял первоисточники, а гуглить (или нигмить) счас не хочу. Но вот вкратце основное, что я помню: при максимальной тяге износ мотора в 5-10 раз больше, чем на максимальных оборотах. А максимальная тяга как раз при разгоне на пониженной передаче. А многие думают наоборот.

Вот при разгоне и упираешься в хвост тормознутых гонщиков. Почему гонщиков? Да потому что через 5 минут они обгонят! А еще через 5 мин опять затормозят, как я уже писал выше, потому что машину у обочины увидят и жим-жим кое что (а вдруг ГАИ?). Как говорил один мой знакомый: я их всегда чувствую (в смысле - гаишников). Но мало у кого это чувство развито. Вот и тормозят перед каждой стоящей на обочине машиной. Тормоза, блин.

Из всего сказанного, кстати, следует третий признак хорошего водителя: чем равномернее ты едешь, тем... Я думаю, понятно.