Но знай - ты первою была
А значит - самой дорогою...
А.Климнюк "Первая".


Машина у меня старенькая, Honda Civic 1988 года выпуска. Если быть точным, то выпуска 10.06.1988. Так значилось в немецком брифе на нее. Немцы порядок любят, в брифе было все, что мне интересно - и дата выпуска, и объем двигателя в кубиках (это для страховки удобно, а то в нашем техпаспорте про объем НИЧЕГО). Вот и думай, какой он у машины. Страховку то платить надо в зависимости от объема двигателя. Ладно, я сам покупал машину и нормальный техпаспорт видел, а если здесь, в РБ?. Вычисляй по VINу, как будто тебе заняться больше нечем.

Покупал я ее в марте 1998 года в Клайпеде (Литва). Литовский вариант, как говорится. При этом машина для такого варианта оказалась удачной: была бита, (естественно - Литва ведь!) но не сильно. В правый перед. Как говорится, мозг не был задет.

За долгие годы общения с машиной я изучил ее всю, поэтому знаю, что говорю. Даже крыло стояло родное, только с толстым слоем шпаклевки. Бампер тоже был родной, но только "облегченный" - внутри вообще не было поперечного усилителя, только сама пластмасса и два самопальных крепления бампера к кузову. Весил он по сравнению с оригиналом - как полное 5-ти литровое ведро по сравнению с пустым! Т.е. практически ничего не весил. (Хороший способ, кстати, сбросить "лишний вес" машины. Особенно если учесть, что и в заднем бампере тоже есть усилитель. Шутка, конечно)

Потом, когда в неравной схватке со Скорпом я его порвал, оригинальный было ТАК ТЯЖЕЛО СТАВИТЬ с непривычки первый раз... Крылья передние тогда тоже поменять пришлось. Вообще, прикольная ситуация тогда получилась. Две аварии за три дня. Как? Читаем ниже.

Я пять лет проездил на машине, не имея зимней резины. Колеса у меня были одни: 195/50R15 летние. И для зимы, и для лета. Я не хвастаюсь, я просто констатирую факт. И вообще, я считаю, что если ты ездить умеешь, то колеса - не главное. (Кстати, очень люблю ездить зимой в снегопад - здорово, за рулем не спишь, сосредоточен, ловишь каждое движение машины, постоянно бодрячком, короче. Это и есть настоящее ВОЖДЕНИЕ, а не просто езда. Одно плохо - очень раздражают тормоза на дороге. (А их во время снегопада ТАК МНОГО...).

Так вот, отъездив пять зим на летней широкой резине (кстати, тяжелее всего было не тормозить, как многие думают, а трогаться с места. Особенно на перекрестке под горку, когда под колесами кучи снега, а под снегом - лед), а наконец-таки по случаю приобрел настоящую зимнюю резину! Vredestein Snow+ 175R13. Именно так, без отношения ширины к высоте. Да и зачем ей это отношение, если оно на глаз процентов 80! Не меньше, потому что мои летние колеса (размерности R15, напоминаю) меньше этих (которые на R13) на 3 см!

И вот с этой то зимней резиной в первый же месяц зимы я и попал. Понятно, почему. Сработал стереотип: зимние, значит можно смелее! Гребут то ведь получше! А то, что на льду тормозят так же, или то, что на снегу со льдом в сторону сносит по прежнему охотно - как-то не подумал. Вот и въехал в зад мерсу старому легонько. В результате правая фара, правый поворотник, правый габарит и правое крыло (то, которое со шпаклей) на замену.

Нахожу б/у крыло, (причем даже в цвет!), забираю у продавца, отъезжаю на пару километров от него, на закруглении дороги на 30-ти км/ч меня сносит на встречную, где по касательной своим бампером пропахиваю весь бок Скорпу. Первым делом я что сделал? Правильно, быстренько позвонил продавцу и забил себе второе крыло! :) Оно ведь в цвет, да и цена нормальная.

Плюс к крылу понадобились бампер (от удара по касательной угол бампера порвался на куски), "ресничка" под фарами (поперечная лыжа такая), левый габарит и левый поворотник (фара уцелела, и то хорошо). Вот так в течение 3-х дней я два раза проверил надежность своей новой зимней резины.

Все сказанное выше вовсе не значит, что я отговариваю покупать зимнюю резину. Наоборот! Покупать обязательно! Мой частный случай не меняет ничего. Зимняя резина зимой, летняя - летом. Даже если, как я сказал выше, резина не главное, все равно на зимней зимой из сугробов выезжать реально полегче. (Хотя, конечно, на летней я в такой сугроб по своей воле и не полез бы скорее всего).

Что касательно эксплуатации Цивика. Я всегда стараюсь чинить неисправности авто сразу после их обнаружения. Может, поэтому, а может, и потому, что машина довольно надежная, особых хлопот Цивик никогда не доставлял.

Помню, когда-то вычитал в одном справочнике о подержанных авто: если вас не будет раздражать то, что задняя передача включается со второй попытки, а спинку переднего сиденья нужно каждый раз после посадки приподнимать - смело покупайте Цивик, больше хлопот он вам не доставит. Подтверждаю на все 100 процентов. Хотя с годами и задняя стала включаться получше, и спинка опускаться перестала.

Конечно, слабые места есть и у Цивика. Задний глушитель (низко висит, да к тому же поперек - все неровности посредине колеи его), задние колесные арки (ржавеют, паразиты!), наружные шрусы (заводские долго не ходят, но стоят они недорого, раз заменил - и забыл).

А в остальном машина как машина. Периодически что-нибудь да вылезет. Кстати, когда я ее покупал ,на спидометре было 186000 км. Я понимаю, Литва, реального пробега могло быть и в три раза больше, но пробег, скорее всего, оригинальный. Машина куплена в Германии в сентябре 1988 года, куплена литовским перегоном перевозчиком в ноябре 1997 года, итого 9 лет с хвостиком. По 20000 в год - нормальный пробег.

Плюс состояние машины примерно соответствовало этому пробегу. Даже заводские полуоси - их пробег, по описаниям тех же справочников, 150-180 тысяч. Они у меня начали давать знать о себе примерно на 200-250 тысячах. Сходится? Сходится! Сиденья были родные и почти как новые, а я водительское ухайдохал лет за пять-шесть, купил б/у - и снова уже поменял бы, если бы нашел где поприличнее. Так что все вроде тип-топ.

Еще одна мысль на эту тему: как-то у меня был спор, какую б/у машину лучше брать - битую или нет? По типу битая намного дешевле, и если есть возможность починить ее недорого, то вариант неплохой. Ну, понятное дело, что варианты битой машины с ушедшей геометрией я не рассматриваю. Или все-таки небитую? Надежней как бы. Ржаветь нечему, плюс ремонт ремонту рознь.

Я высказал такое мнение (и придерживаюсь его и сейчас): лучше немного битую, чем небитую и уезженную в ноль. Конечно, лучше небитую и неубитую, понятное дело, но где такое добро взять? Для примера я привел две машины - свою и знакомого. Да, моя была битая, но терпимо, у знакомого 190-ый мерин, из Германии, один хозяин, не битый - не крашеный. Он его поэтому и брал, что НЕ БИТЫЙ. Но урезанный оказался в хлам! И мотор, и подвеска, и мортеры, и коробка, и даже задний мост. Только что кузов целый.

Так что, я считаю, покупка б/у машина - это лотерея, и битые есть уезженные, и небитые просто сказка, но все это - ЛОТЕРЕЯ. Мне в лотерее, я считаю, повезло. (И Хонде со мной, думаю, тоже.)

Итак, купил машину с пробегом 186000км. Уболтал насчет пробега? Ок, поехали дальше. За эти годы я на Цивике наездил 190000 км. Что за это время чинил/делал/переделывал. Насчет звука и звукоизоляции статья отдельная, и скорее за все, Вы ее уже читали.

Насчет остального. В связи с тем, что на передних суппортах были повреждены пыльники (их очень легко порвать при замене колодок), менял оба суппорта. Вернее покупал б/у, и из двух (покупной и родной) собирал один рабочий. Плюс левый суппорт как-то перестал тормозить нормально, я его несколько раз перебрал - ноль эффекта, заменил тормозной шланг к суппорту - и все стало ок. Потом правый шланг порвался - я на своем опыте понял необходимость двух контуров в системе торможения. Тормозная жидкость, кстати, попала на чехол шруса - развалился тут же, буквально через два дня.

Краник на печку в сильные мороза стал подтекать - охлаждающая попала на правый пыльник рулевой рейки - пришлось менять и краник, и пыльник рейки, и разбирать рейку и менять в ней пластмассовую втулку-направляющую. Уже заодно с рейкой заменил левую рулевую тягу (засопливилась), правая была ок, решил не трогать. Через год пришлось менять и ее. Левую тягу купил первую попавшуюся, подешевле, за 11$, а когда менял правую, искал получше, в итоге нашел Lukas за 24$. И не капли не пожалел. Потому что левую тягу уже скоро снова менять, а правая (Lukas которая) - как новая. Так что не жалейте денег, покупайте качественные запчасти.

Помню, искал передние колодки. Тоже получше, т.е. подороже. Звонил по телефонам со своего сотового, в итоге один продавец очень хотел мне продать и потом перезванивал целый день: я нашел вам за 13$, через час - за 12, потом за 11! Не понял человек, что я ищу не подешевле, а получше! В итоге нашел Lukas за 25 уголовных. Отъездил на них примерно 120000 км, пора менять на новые, тем более, что они уже закуплены. TRW.

Еще были траблы с задними тормозами. Они у меня барабанные. Штуцера прокачки на цилиндрах очень хилые, да еще и так расположены, что открутить их, не сломав, очень-очень тяжело. Вот я по-очереди и обломал их. Купил б/у, и тоже потом заломал. Теперь стоят не оригинальные, но зато новые, и штуцера у них понадежнее, по крайней мере с виду.

Задние амортизаторы у меня немного не стандартные (т.е. не такие, как на остальных Цивиках), а с дополнительными сайлентблоками снизу. За это время успел поменять и родные сайлентблоки, и еще два следующих комплекта! Вторые этой весной (в 2010 году), вместе с мортерами.

Пару лет назад заметил, что водительская дверь начала проседать, оказались разбитыми дверные петли. Заказал новые оригинальные, хотя и дороговато было (по 35$ за штуку), но по итогу они лучше старых оказались. Исполнение старых было открытым, а новые - влагозащищенные. На правой двери петли были получше - они меньше изнашиваются, естественно, но тоже уже слегка подношены, при случае купил нормальные б/у.

Еще как курьез (хотя, если бы вывалился на ходу в открытую дверь, было бы не до смеха)перестали опускаться дверные ручки со стороны улицы, причем практически одновременно с обеих сторон! Т.е. открываешь дверь, на ручку не смотришь, опустилась ли она, садишься в машину, захлопываешь дверку, начинаешь ехать - а она вдруг открывается! Пришлось снять эти ручки, подмазать оси и усилить пружины. Теперь все ок.

Да, еще амортизаторы на задней двери ослабли, по голове пару раз получил дверью - теперь новые работают без вопросов.

Что еще по-мелочи?

Дальний свет пару раз переставал включаться - решается разборкой переключателя (на колонке который) и чисткой контактов. Аналогично было и с замком зажигания. Полечил тем же.

Термостат зависал в открытом положении - замена не сложная, но желательна яма или эстакада.

В каналы свечей начало было сочится масло - разобрал голову и поменял прокладки.

Задний глушитель уже третий по счету (это если считать вместе с родным), средний - только первая замена. Брал опять же дорогой, служит уже лет 8, если бы не лежачие полицейские - служил бы еще столько же. А так скоро кердык будет.

Случайно среди своих старых доков наткнулся на записи расходов на Цивик в первые 6 лет эксплуатации. Интересно даже самому вспомнить, что и как было. Все вроде так же, как я и писал выше, только забыл упомянуть верхние шаровые - с тех времен я еще раз их менял, и радиатор - с ним у меня долгое время были невезухи - родной потек через пару лет, паяние ничего не давало, купил новый польский - через 2 года разошелся от соли, купил б/у - тоже с дефектом оказался. Пришлось из трех собрать. Собрал даже целых два! Тот, что стоит сейчас, вроде даже не течет.

И еще по поводу моих старых записей - там ТРИ раза встречается покупка противотуманных фар. Просто первые у меня стырили, вторые встречным камнем "починил", третьи - собаку на бампер подцепил. Так что сейчас уже четвертые.

Противотуманок в Цивике изначально не было, а жаль. Это не роскошь, а очень необходимая вещь! Особенно зимой ночью в снегопад. Едешь по узкой дороге, встречные слепят, снег, дорога грязная - одно спасение, фарами обочину видишь, расстояние отмеряешь и так на дороге держишься. Но противотуманки должны быть НАСТОЯЩИМИ, а не китайским фонариком.

Как отличить шило от ФАР - не мне Вас учить, гугл вам в помощь, как говорят. (Хотя лично я пользуюсь Нигмой)


Прочитав это, можно подумать, что я не вылазил из гаража. На самом деле ремонтировал машину я не так уж и часто, да и ремонты многие пустяковые, на пол-часа - час работы. Типа замены тормозных колодок (спереди), ремонта подрулевого переключателя или ручек дверей.

Глобальных ремонтов (на день-два) было два - в один входила замена прокладки на коллекторе, ремонт рулевой рейки (и замена рулевого наконечника), замена прокладки на поддоне (а заодно и чистка поддона), замена уплотнительных резинок в колодцах свечей, замена нижних поперечных рычагов спереди.

Во второй глобальный ремонт менял верхние шаровые, тормозные колодки, шрус, втулки в задних амортизаторах и кое-что по мелочи. Все остальные ремонты делал от случая к случаю, между делом или от нечего делать. Ждешь кого в авто пол-часа, к примеру - чего время терять, ручку двери снял, смазал, поставил на место. И т.п.

Еще маленькая ремарка. Машина у меня с марта 1998 года, сейчас, на момент написания статьи - декабрь 2010. Т.е. машина у меня уже почти 13 лет ездит. Если разбить все ремонты на 13 лет и 190000 пробега (причем не первого пробега!) - не так уж и много получается. Плюс не надо забывать, что и я очень дотошный в этом плане. Некоторые ремонты можно было не делать вообще, или намного позже. Но я так не могу. Как говориться, голова рукам работу всегда найдет!

Ну вот вроде и все о ремонтах. Короче, машина как машина. Или, я бы даже сказал: Хонда как Хонда!