Помимо регистратора, появилась идея установить в машине CB радиостанцию. Что это такое? Почитать об этом можно, например, здесь:
Это носимые, перевозимые (автомобильные) и стационарные радиостанции, работающие в разрешенном диапазоне 27 MHz. Раньше, в 90-е годы, уже была волна увлечения такими радиостанциями, но, потом, с развитием интернета и сотовой связи увлечение сошло почти на нет. (От этих времен у меня остались две рации "Гродно-Р") Но у дальнобойщиков, например, это не увлечение, а работа, и у них рации и раньше были, и есть теперь.
Основательно "перелопатив" инет по этой теме, я в конце концов решился и купил себе это чудо.
MegaJet 400: |
Почему именно эту рацию? К рации у меня были три требования - недорогая, надежная и удобная в использовании. Ну, т.е. нужен был идеал :). Помните старую шутку: выполним работы быстро, дешево и качественно. Выбирайте два любых пункта. А мне захотелось сразу три. Хитрый какой. По поводу надежности - Мегажути на форумах считаются относительно надежными и качественными, стоимость ее - 115 уголовных - не такая уж и большая цена за новую рацию с гарантией. По поводу удобства - я считаю, очень удобная. Отдельно ручки переключения каналов, громкости и уровня шумодава. Можно управлять, даже не отрывая взгляда от дороги. Функционал - разумная достаточность. Есть переключение на Россию - причем одной кнопкой, сканирование 2-х каналов, переключение модуляции - что еще надо? Кстати, пока выбирал рацию, довелось повертеть в руках MegaJet 500. Главное достоинство 500-го (и 700-го, кстати говоря, тоже) - малые габариты. Они действительно ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЕ. Как пишут на форумах - для встраивания в пепельницу. Но вот управление у них из-за этого - мама, не горюй! На одной ручке и громкость, и переключение каналов, и каждая кнопка - по 3 функции. По отзывам на тех же форумах - гемор еще тот, короче говоря. Вот поэтому размер при выборе рации не имел такого важного значения, кстати. Ну это я так, отвлекся маленько...
Помимо рации (и для ее работы) нужна еще и антенна. Антенны на машины бывают двух типов: врезные и магнитные.
Врезные, как понятно из названия, устанавливаются посредством "врезания" в устанавливаемую поверхность. Т.е. в крышу, в кронштейн какой-либо и т.п.
А магнитные имеют в своем основании магнит, которым они и держатся за крышу. Плюсы и минусы есть у обоих типов
антенн: врезные сложнее устанавливать, да плюс к этому и дырку под антенну сверлить надо. Магнитные устанавливать проще, но их и тырить намного легче. Взял и пошел. А кабель откусил и все.
Еще: при установке врезной антенны дальность связи при прочих равных (рации, месте установки и т.п.) всегда больше.
LEMM AT-1000 EAGLE: Почему именно эту антенну? Ну, во-первых, чем автомобильная антенна для CB длиннее, тем лучше. Определение верное почти на 100%. Есть, конечно же исключения, (и хорошую вещь - длинную антенну - можно испортить кривым исполнением), но в общем и целом это утверждение верно. Почему это так? Долгих теорий приводить не буду. Скажу только, что каждой частоте соответствует своя длина волны. И высчитывается она по очень простой формуле: 300 разделить на частоту в мегагерцах. Для нашего случая это выглядит так: 300:27=11.1 метра. Для более-менее хорошего приема нам нужна хотя бы четверть волны. А это 11.1:4=2.77 метра. Вот та длина антенны, которая нам нужна. Длинновато, правда? Вот производители и пытаются уменьшить ее длину путем разных ухищрений. Например, наматывая дополнительную катушку. Чем больше витков в катушке - тем меньше можно делать длину штыря. Все это я рассказываю очень приближенно, но суть, думаю, ясна. Но любая катушка излучает не так хорошо, как штырь. От этого и излучаемая мощность меньше, и чувствительность на прием тоже. Но ставить на свой полутораметровый в высоту (а то и меньше, точно не замерял) Цивик двухметровую антенну - вид будет какой-то уж очень привлекающий внимание, скажем так. Поэтому выбирал антенну чуть поменьше, полутораметровую. А эта антенна из аналогичных по длине собратьев, судя по отзывам на форумах и тестам, очень даже ничего так. Плюс еще то, что у нас не такой уж и большой выбор антенн, а эту в наличии нашел. Купить рацию и антенну оказалось просто, а вот установить их... Вначале подвел на рацию питание. Для правильной разводки питание провел так же, как и на усилитель с сабом: через предохранитель с аккумулятора толстым проводом. Для того, чтобы не дергать постоянно рацию на включение-выключение, решил это дело автоматизировать. А именно. Сделал схему задержки подачи питания, работающую от замка зажигания. Работает схема так: она подает питание на рацию примерно через 15 секунд после поворота замка зажигания в положение "1". Т.к. рация помнит свое последнее состояние, то после выключения/включения она сама включается на тот же канал и с теми же настройками, что были до выключения рации. Очень удобно. Схема задержки подачи питания: По поводу схемы. R1 и C1 определяют время замедления включения питания на рации, при данных номиналах задержка составляет примерно 15 секунд. VD2 нужен для быстрого разряда схемы в момент выключения питания в замке зажигания, VD3 - защита транзистора VT1 от пробоя высоким напряжением. C2 поставил просто как защиту от пульсаций по питающему напряжению. Вот собственно и все по схеме. Единственное дополнение - земляной провод тоже не ленимся тянуть от аккумулятора. Следующий этап - установка рации. При установке необходимо было учитывать несколько иногда взаимоисключающих факторов, а именно:
Вот такие основные факторы. Кстати, для установки антенны они тоже подходят в полном объеме. После долгого лазания по салону с рацией нашел приемлемое место. Слева от руля, на крышке, закрывающей предохранители. Получилось и удобно пользоваться - легко дотянуться до рации рукой, и удобство снятия-установки - крышка на предохранители держится на двух защелках, отщелкнул, и крышка вместе с рацией в руках. А дальше или вместе с крышкой прячем, или снимаем с крышки. И уже не надо корячиться под рулем, отвинчивая рацию. Опять же присутствует небольшая скрытность установки. Надежность крепления - сразу рацию я просто привинтил, без никаких уплотнительных шайб. Так вот: при первой же поездке она болталась конкретно! Хотя при сборке все казалось просто незыблемым. Пришлось проанализировать тряскость конструкции и добавить в необходимые места резинки в форме шайб. Стало намного лучше. Помимо шайб, проанализировав конструкцию и посмотрев на тряску рации в дороге, решил еще больше усилить (усовершенствовать) крепление рации. Для этого заменил один из штатных винтов, крепящих рацию к штатному, идущему в комплекте креплению, на более длинный. За панелью к кузову машины закрепил пучок качественных резинок (для перетяжки денежных пачек которые), привязал к ним тягу в виде тонкого провода, к проводу - кольцо для зацепления с рацией. А кольцу еще резинок и еще один провод - чтобы было удобно зацеплять - снимать эту тягу с рации. Натяжение резинок сделал примерно в 2/3 веса рации - при большем натяжении резинки могут начать рваться, а при меньшем конструкция не чувствует "подмоги" резинок. Рацию закрепили - надо крепить микрофон. Опять поиски места для закрепления. Здесь главные критерии для установки, я считаю, - доступность микрофона, удобство его снятия-установки, и, т.к. от микрофона тянется провод, важно расположение этого самого провода так, чтобы за него не цепляться в случае чего. Место для микрофона нашел очень удачное - на водительской двери. На первый взгляд, место не самое подходящее - провод под ногами будет мешать выходить - заходить, так и зацепиться можно. Но на самом деле все оказалось гораздо удобнее. Вот смотрите: Кстати, и микрофон оказался расположен очень удобно. Во время движения снимать-вешать обратно можно не глядя, на ощупь. Следующий этап - установка врезной антенны. Для этого пришлось разобрать (а потом еще и собрать, а это еще хлопотнее) весь верх салона. И крышу, и боковые панели. Антенну решил установить в задней части крыши. Так удобнее снимать-ставить ее верхнюю часть. Конечно, вначале как-то не хотелось бить крышу машины. Думал: может, какие кронштейны прикрепить, или что еще... А потом решил - что железо жалеть? Не понадобиться мне антенна - найду, как заглушить дырку. И так весь цивик вдоль-поперек варен-переварен. А я над одной дыркой трясусь. Короче, дрель в руки и вперед!
Кстати, сам процесс сверления дырки в крыше удалось заснять на видео. Если кому интересно, жмите
По советам знатоков все соединения промазал (а все полости - замазал) литолом. Он и влагу не пропускает, и помех в электрические цепи не вносит.
Антенный кабель провел под обивкой до места крепления рулевой колонки. Фотографий не делал, т.к. ничего интересного под обивкой не оказалось :). (Да и руки были заняты). И вот антенна на крыше: Соединив все воедино (и проводку, и рацию, и антенну), настроил у специалистов КСВ (хотите знать что это - вам сюда). Вот теперь рация полностью готова к работе. Нужна ли она в машине - посмотрим, потом обязательно поделюсь впечатлениями. Хотя уже кое-что могу сказать определенно: на оживленной трасе, где раций не одна-две на 100 км дороги, начинаешь видеть как-бы вперед километров на 10-20. Т.е. все время слышишь "машинка работает там-то и там-то" или "будьте осторожны, впереди авария" и т.п. И уже заранее знаешь, что ждет тебя впереди. Удобно. Только что от музыки немного отвлекает. Да, еще. В настоящее время (август 2011 года) у нас в Минске энтузиасты пытаются внедрить свой Минский CB автоканал. На канале 7FM, или (что одно и то же) на частоте 27,030MHz. Будет он работать или нет - время покажет. Но по вечерам на нем уже довольно таки оживленно. Конечно, не так, как в Польше, например, но все-таки... Короче, по этому поводу я еще отпишусь. |
Замена цвета индикации кнопок и ЖКИ экрана. |
Поездив с рацией какое-то время, заметил главный, как я считаю, недостаток этой рации. Ну, по крайней мере, лично для меня главный: очень яркая янтарно-желтая подсветка индикации кнопок и ЖКИ экрана. Вечером, несмотря на то, что рация немного закрыта от глаз рулевым колесом, свет явно слепил. Плюс к этому передняя панель рации еще и нагревалась неслабо так! Особенно летом, в жару. Очень это все раздражало, и я в конце концов решил уменьшить яркость, выделяемое тепло и заодно уже и цвет индикации на более подходящий к индикаторам в моей машине. Занялся поисками похожих проблем и их решений в инете, почти ничего не нашел, за исключением небольшой заметки о том, как один чел поменял подсветку в такой же радиостанции на зеленую (с фото). Значит, все решаемо. Разберем, посмотрим что и как и на месте уже и разберемся, что делать. Итак, в путь! И вот я разобрал рацию и увидел, что в ней на передней панели находится пять маленьких ламп накаливания. Каждая на 12В и 40 mA. Думаю, понятно, что на замену этих лампочек я взял светодиоды. Сейчас на рынке среди светодиодов большой выбор и размеров, и рабочих напряжений, и цветов. Посмотрев на лампы подсветки рации, светодиоды взял 3-х миллиметровые. Рабочее напряжение, т.к. лампы в рации стояли параллельно, чтобы не заморачиваться очень, взял на 12 вольт, цвет я решил использовать белый, более подходящий для моей машины (да и более нейтральный). P.S. Небольшое замечание. Когда я делал переделку рации, под рукой не оказалось фотоаппарата, и все фото я сделал потом, при второй переделке рации (об этом чуть ниже). Поэтому нет фото с еще установленными лампочками. Итак, непосредственно сама переделка рации. Снимаем верхнюю и нижнюю (с динамиком которая) крышки, отвернув восемь шурупов по бокам рации. Затем снимаем переднюю панель. Для этого откручиваем четыре шурупа по сторонам панели и снимаем ручки громкости, SQ и переключения каналов. Еще важно! Прежде чем снять переднюю панель, откручиваем гайку на разъеме под тангенту. Гайка очень маленькая и сразу не видна, поэтому есть риск поломать рацию. Да, под гайкой есть еще небольшое кольцо. Его тоже снимаем. После этого аккуратненько отгибаем пластмассовые ушки на передней панели и снимаем ее с рации. На панели с левой стороны вверху мы видим лампочку и пластмассовый рассеиватель для подсветки кнопок "RU" и "A/F". Откручиваем изнутри корпуса небольшой шуруп, удерживающий рассеиватель, и снимаем рассеиватель с лампочки. Вот, кстати, положил рядом со светодиодом для сравнения лампочку, стоявшую до этого здесь на подсветке. Можете сравнить габариты. На панели по центру расположен ЖКИ экран и большой пластмассовый рассеиватель для подсветки ЖКИ экрана и кнопок "FC", "SC", "DW" и "CH9". Откручиваем изнутри корпуса два шурупа, удерживающие рассеиватель экрана. Аккуратно загибаем индикатор в сторону его ножек, стараясь изгибать их как можно дальше от самого индикатора. За рассеивателем мы видим еще четыре лампочки для подсветки. После этого аккуратно выпаиваем все пять лампочек и запаиваем на их место (соблюдая полярность!) заготовленные светодиоды с заранее откусанными ножками. Ножки откусываем на длину примерно 4 мм. Кстати, небольшая подсказка при пайке: на плате контактные площадки "+" выполнены в форме прямоугольничков, а площадки "-" круглые. Вот и все. А теперь осторожно включаем радиостанцию и проверяем работу новой подсветки. Если все работает - собираем все обратно в обратной разборке последовательности, не забывая протереть ЖКИ экран - хотите вы этого или нет, но отпечатки вы на нем обязательно оставите. И вот наконец-то результат! |
Исправление яркости индикации кнопок и ЖКИ экрана. |
Ну вот, индикация заменена. Поставил ее в машину и что я вижу? Греться панель перестала, это точно, цвет стал приятным, не спорю. Но вот с яркостью ничего не изменилось! Светит так же ярко, как и раньше, а то еще и ярче! Как говориться, светодиоды рулят! Но лучше бы они здесь не рулили :). Опять надо что-то делать. Ну что, разбирать радиостанцию уже умею, начинаем переделку. Смотрим схему питания теперь уже светодиодов. Питание на них подается, как я уже упоминал выше, параллельно, сразу после тумблера включения питания (совмещенного с регулятором громкости). Проблема только в том, что питание одновременно подается также еще и на схему, причем отдельно выделенной цепи питания светодиодов нет. Ну что же, придется резать дорожки и соединять недостающее проводами. Для изменения схемы пришлось перерезать только две дорожки. Точкой соединения проводов был выбран свободный контакт разъема тангенты. Почему он? Во-первых, к нему удобно было припаиваться, и во-вторых это было использовано и при модернизации самой тангенты (см. ниже). Для изменения яркости свечения светодиодов воспользуемся простейшей схемой: резистивной нагрузкой, т.е. просто включим последовательно со светодиодами резистор. Заморачиваться с разными стабилизаторами/преобразователями напряжения посчитал ненужной тратой времени. Ну поставлю я, например, классику - 7806, к примеру, или 7809, (там при подборе определю, какую ставить) - и что, все равно ее на радиатор какой-то крепить, думать об эффективном охлаждении. А так пару одна- или двухваттных резаков поставил - и все проблемы с охлаждением решены. Итак, начинаем методом подбора выбирать требуемое сопротивление резистора. Мне при подборе показалось достаточным для достижения оптимальной яркости поставить добавочный резистор сопротивлением 310R. За неимением под руками одного резистора с таким сопротивлением, а так же для лучшего охлаждения поставил 1 резистор 240R и последовательно с ним 2 запараллеленных резистора по 150R. Итого 240+150/2=315R. И еще. Когда-то в машине на панели приборов при изготовлении светодиодной подсветки некоторые светодиоды я подключил последовательно через диод и параллельно добавлял электролитический конденсатор на достаточно большую емкость. При выключении питания получилась схема как бы плавного выключения светодиодов. Эту же фичу решил сделать и здесь. Тем более, что места в радиостанции предостаточно. Да, еще. При включении рации из-за дополнительно установленного конденсатора возрастает начальный бросок тока, я решил не пускать этот ток через штатный выключатель рации, а запитать схему подсветки рации от входного провода. Таким образом подсветка получилась постоянно включена даже при выключенной штатным тумблером радиостанции. Зачем? Ну, во-первых, радиостанция у меня в машине включена постоянно :), а, во-вторых, даже с выключенной радиостанцией это не мешает - в машине вечером при включении габаритов подсветка много чего включена, даже если это и не работает в данный момент. Так что ничего страшного нет, что и рация светить будет. А днем это вообще не заметно. И еще: вы не забыли, как я организовал питание радиостанции? Через реле, схему задержки и т.п. (Если запамятовали - смотрите выше.) Так что подсветка у меня на радиостанции включена не совсем уж и постоянно. А только при подаче питания моей схемой задержки. Вот с подсветкой уже вроде как и все. Сейчас не раздражает не цвет, не яркость, не нагрев панели, и так красиво затухает подсветка при выключении ... |
Подсветка тангенты. |
Вместе с изменением яркости подсветки мной была осуществлена еще одна переделка радиостанции. В процессе поисков переделок своей радиостанции в инете наткнулся на маленькое замечание, что в тангенте, мол, даже есть установочные места под лампочки подсветки, только лампочек самих нет. Разбираем тангенту и что видим? Есть разводка и под лампочки, и даже под кнопку ASQ! Ну, ASQ для меня не актуально (хотя некоторые и это ставят - погуглите и обязательно найдете), а вот подсветка - это совсем другое дело. Вот только провода никакого дополнительного вроде как нету... Что делать? Внимательно смотрим на соединительный шнур и что мы видим? В шнуре есть дополнительный незадействованный провод белого цвета. Обрезаный, правда, под край внешней изоляции, но подпояться можно. На разъеме радиостанции тоже нашелся один незадействованный контакт. Его номер - 1. Вот их то мы и используем. Запаиваем на плату тангенты светодиоды (не забываем о полярности!). Соединяем белый провод с платой тангенты в показанной на фото точке, после этого разбираем разъем от тангенты к радиостанции и там так же соединяем белый провод с незадействованным контактом разъема (контактом №1). В самой радиостанции изнутри на этот контакт подаем питание от светодиодов (уже светодиодов :)) подсветки передней панели. Все внимательно проверяем на отсутствие коротышей, непропаев, несоблюдения полярностей и т.п. косяков (это относится ко всем переделкам!), затем аккуратно собираем, включаем, и вот вам результат: Очень трудно красиво заснять подсветку тангенты. В темноте кнопки слепят, корпуса не видно. При дневном свете наоборот - корпус виден, зато подсветка кнопок невидна. Но вроде получилось сносно. Единственное, что для лучшей наглядности заснял тангенту только с одним запаянным светодиодом. |
Еще одно дополнение к радиостанции. |
Во время поисков переделок своей радиостанции в инете нашел еще одно замечание, правда оно было касательно аналога моей MegaJet 400, а именно Yosan 2204. В описании переделок этой радиостанции советовали заземлить разъем под тангенту. А то из-за слабой экранировки сигнала от микрофона в этом месте при работе радиостанции на передачу шла наводка на микрофонный провод и звук в эфире был с дополнительными призвуками. Я проверил разъем на своей 400-ке, и он тоже не звонится на "землю"! Не знаю, как меня было слышно в эфире, но что тут думать, надо этот баг (а может это и не баг, может, так оно и задумано - ?) на всякий случай исправлять. Каким образом? Решил ради этого не разбирать радиостанцию, а ограничится разъемом шнура тангенты. Разбираем разъем шнура и к контакту №6 (это и есть "земля"), подпаиваем небольшой проводок (примерно 2 см) с зачищенными от изоляции (примерно на 1 см) на втором конце жилами. Эти жилы оборачиваем вокруг кабеля тангенты в месте, где кабель винтами прижимается к разьему. После этого корпус разъема заземлен. Надеюсь, что и помехоустойчивость при этом повысилась. Или, по крайней мере, не стала хуже :). |
Поломка регулятора SQ. Ремонт/переделка рации. |
Примерно через года два рация стала "заикаться". Конечно, если передающая рация относительно далеко (на пределе дальности связи), то связь периодически будет рваться. Но при этом сигнал (голос передающего) будет с помехами, шумами, неразборчивый. Это понятно, и с этим невозможно бороться. Но вот если ты отлично слышишь респондента, да к тому же он реально недалеко(1-2 км), но при этом идут постоянные заикания - это что? Как лечить? Дальние приемы, кстати, тоже стали заикаться - но их как бы и меньше стало, что тоже не могло не насторожить. Читаем интернет, думаем, ищем - ха, да у меня просто накрылся потенциометр SQ!. И поэтому рация принимает то с нормальной чувствительностью, то с минимальной. Вот рация и заикается. Китайский резак, что с него возьмешь... Народ на форумах писал, что новый резак найти сложно, да к тому же новый китайский резак ничем не лучше старого. А старые советские резаки на место китайца просто не помещаются. И что мы будем делать? Одно из моих жизненных правил гласит примерно следующее: если решать проблему, то желательно так, чтобы она больше не повторилась. Ну, или в следующий раз быть к ней готовым. В данном случае это означает - или закупай кучу резаков про запас, или так переделывай рацию, чтобы больше этот регулятор SQ не чинить. Поразмыслив, выбрал второй вариант: чтобы уж раз и навсегда. Вот часто ли мы SQ пользуемся? И как? Вот лично я только если добавить чувствительности, чтобы внимательно прослушать, что там где творится, и убавить, когда много болтунов в канале. Т.е. фактически у меня два рабочих положения регулятора. А если их только два, то зачем мне регулятор? Достаточно одного тумблерчика :). И двух резаков на две же чувствительности. Как делать будем? Разбираем рацию, аккуратно выпаиваем старый регулятор (выпаивать его - та еще морока), на его место ставим тумблер, два резистора - и все готово! На фото переделанная чать обведена красным. А оставшийся регулятор громкости - синим. Сопротивление переменника было 47kOm, поэтому один резистор поставил на 33kOm - он включен постоянно, а второй на 4,7kOm - он подключается параллельно первому, когда тумблер я щелкаю вниз. (Вниз не в этом положении рации, а когда она нормально расположена). Вот общий вид на открытую рацию с переделкой: А вот и вид спереди: Как видим, рация сильно не преобразилась. Более того: те, кто видят мою рацию впервые, даже не догадываются, что это переделка. :). Зато теперь никаких заиканий. И очень удобно. Надо послушать эфир повнимательнее - одним движением пальца наощупь щелкаю тумблер вниз и наслаждаюсь. Забили эфир говорилки или дальнобои не по теме - щелк вверх и ... нет, не тишина, но гораздо тише и спокойнее. |